20.01.2016 | Кто Исправит ошибку, или Пора завершать многолетний абсурд!
Автор просит считать эту статью обращением к главе г.Дубны, депутатам, членам Общественной палаты с настоятельной просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о содержании надписи
на Памятном камне в Ратмино при обязательном участии в обсуждении указанной проблемы ведущих ученых ОИЯИ.
В 2004 году в Ратмино у церкви Похвалы Пресвятой Богородицы появился Памятный камень с надписью: "Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким". К облику памятника нет претензий, но информация, которую он несет, вызывает серьезные возражения. Суть в том, что надпись исторически недостоверна, а ее лексическая форма не способствует ясному восприятию текста людьми, говорящими на русском языке. Городские остряки на интернет-форуме иронизируют: "Отсюда Дубна стала есть… и пить!"
Городская общественность широко оповещена, что первое упоминание о Дубне в летописях относится к 1134 году. А о том, какие страсти кипят по вопросу надписи на камне, информация противоречивая. Под первым упоминанием названия Дубна летописец отмечал реку, а не поселение, что не просто не оспаривается, а прямо признается историками-медиевистами. Приверженцы надписи в ее нынешнем виде ссылаются на мнение археологов – это нелепость, так как точные даты не извлекаются из раскопов, а путем изучения письменных источ-ников. Археологи подтверждают наличие материальной культуры соответствую-щего периода. Известно также, что сам Юрий Долгорукий в эти годы находился на юге, добиваясь Великого княжества Киевского, и по этой простой причине не мог быть отцом-основателем Дубны. Поселение (или сторожевой пост) предположительно могло возникнуть не ранее 1140 года, по возвращении Юрия Долгорукого в Суздальское княжество. Но при этом в той же летописи записано, что в 1216 году приграничный городок был сожжён в ходе княжеских междоусобиц и более не возрождался. Таково сжатое изложение исторических событий, доказательства чему можно найти только в серьезных научных исторических исследо-ваниях.
Это касается средневековой истории. А вот реалии сегодняшнего дня. Группа краеведов, которые организовались в Фонд "Наследие", поставили Памятный камень. Оповестили городское сообщество, что Дубна старше Москвы на 13 лет, с призывом отметить 880-летие города (что уже само по себе претендует на "научную" сенсацию, как и желание праздновать давно исчезнувшее поселение). Снятый документальный фильм, посвященный современной Дубне, выстроили хронологически - от древнего городища, строительства канала, появления машиностроительного предприятия на левом берегу и лишь в последнюю очередь появления ОИЯИ на правом. Что в корне неверно.
С окончанием Великой Отечественной войны на почти безлюдной заболоченной территории началось строительство засекреченного поселка. С появлением атомного оружия возникла острая необходимость изучения микроструктуры материального мира. Советское правительство не жалело средств и направляло на это лучшие научные кадры. Так рождалась новая "столица" физиков. С преобразованием поселка в город научная Дубна стала притягивать к себе близлежащие территории, что явилось исторической и хронологической основой развития нашего города.
Краеведы "Наследия" к огромной международной значимости современной Дубны решили присовокупить славу из недр русской истории, усилить "достоинство" нашего города, даже если история немножко подтасована. В продаже появились брелки и магнитики с изображением камня в Ратмино. Проводятся экскурсии для многочисленных гостей города с "обзором" Памятного камня. Как же - об этом должна знать вся страна, все наши гости!
"Наследники" настойчиво доказывают, что средневековая Дубна является предшественником современного города. Тогда и люди, жившие в эпоху мезолита, каменного века, наши предшественники. В толковых словарях разъясняется, что предшественник – это то, что возникает впервые и играет существенную роль в последующем развитии, подготавливает что-либо для последующей деятельности, непосредственного продолжения. Ясно, что по отношению к современному городу такое толкование неприемлемо.
Ситуация вокруг надписи на камне сводится к спору – быть ей в неизменном виде или необходимо исправить. В этот спор вовлечены не только "домашние" краеведы, но и чиновники администрации города, рабочая группа из "лучших представителей общественности", депутаты, члены Общественной палаты и даже местный судья. Осталась последняя инстанция – провести городской референдум по сохранению "исторической" надписи на Памятном камне в Ратмино; опросы и сбор подписей, обсуждение на форуме в Интернете уже состоялись. Аргументы и мнения ученых-археологов, которые поддерживают надпись на камне, учитываются, мнения других ученых почему-то отвергаются.
Руководящая элита города решила, что она вправе разрешить спор по научным историческим, да и современным, краеведческим вопросам на основе голосования, привычным методом принятия административных решений. Пример - Протокол Общественной палаты г.Дубны от 10 декабря 2015 г.
Я могу понять судью О.В.Григорашенко, перед которой была поставлена странная и поэтому неподъемно сложная задача – вынести решение о правомерности надписи на Памятном камне без знания русской средневековой истории и ориентируясь на коллег-юристов администрации города, но все это превращает судебный процесс в юридическое крючкотворство. Она считает, ссылаясь на Конституцию РФ, что каждый вправе высказывать свои мысли, и на этой основе выносит свое решение о том, что такая надпись имеет правомерность. А что она антинаучна, почему-то во внимание не принимается вовсе. Значит, как она сказала, тому и быть. Для неё Экспертиза Института российской истории РАН - то же, что отчет по исследованию взаимодействия элементарных частиц. Признать свою некомпетентность по этому исковому вопросу было бы более честно и не зазорно.
То, что происходит "вокруг" надписи, выглядит смешно, если бы не было так дико и печально от всеобщей убогости мышления. И тем горше осознавать, что такое возможно в нашей передовой исследовательской Дубне с вовлечением всей общественности в решение научных вопросов. Еще раз убеждаешься в правоте классиков Д.И.Фонвизина ("Недоросль", 1781г.) и Н.В.Гоголя ("Ревизор", 1835г.) и живучести их героев.
Особое удивление вызывает поведение высокоуважаемого профессора О.Л. Кузнецова, имеющего многие научные заслуги, звания и регалии. Он был председателем рабочей группы по надписи на камне и сейчас является членом Общественной палаты, для него наука не пустой звук, а образ жизни. Мне совершенно не понятен его подход к исторической науке. Неужто коллеги, изучающие историю, не вызывают должного уважения, а исследовательский процесс и поиск новых знаний столь кардинально противоположны геологической науке?
Интерпретация исторических событий краеведами "Наследия" вызывает про-тиводействие не только историков. Мотором и борцом против искажения современной истории Дубны выступает Л.Л.Зиновьева - автор многочисленных запросов во все городские инстанции. За последние годы ею накоплен огромный протестный материал, отражающий отношение Администрации г.Дубны и общественных организаций. Добиваясь правдивого отображения современной истории нашего города, она получила лишь отрицательный опыт поиска правды. То, что кажется очевидным и лежит на поверхности, не воспринимается руководством Дубны. На последнюю апелляцию в Московский областной суд она получила отказ в рассмотрении дела по существу.
Вторая сторона этого вопроса: как воспринимается надпись людьми, которые говорят и мыслят на русском языке (в суде представитель городской администрации юрист Ирина Борисова пыталась разъяснить, как надо понимать надпись). А составитель надписи на камне И.Шимон, доктор исторических наук университета "Дубна", текстом очень гордится: "К своему счастью, я стал автором текста на Памятном камне, установленном Фондом "Наследие". Оппонентов он причисляет к разряду самозванцев: "…Если раньше самозванство было свойственно единицам, то в наши дни оно становится уделом всех желающих, условием и технологией жизненной реализации и своеобразным тестом на жизненную компетентность… Уважаемые оппоненты, оставьте, пожалуйста, Памятный камень в покое. Неужели сизифов труд вас ничему не научил?" ("Подмосковное наследие" №6, 2012). В XIX веке за такое отношение к противнику вызывали на дуэль.
Увековеченная надпись на камне, чем так гордится И.Шимон, очень неудачная попытка выразиться якобы древним русским языком. Даже в Решении рабочей группы по подписи на камне от 07.07.2014 г., подписанном профессором О.Л.Кузнецовым и в котором отражено желание нескольких членов комиссии сохранить надпись, отмечается: "Формулировка надписи на Памятном камне в Ратмино составлена таким образом, что читающий вводится в заблуждение от-носительно возраста современного города Дубны". Неужели так сложно понять, что история - серьёзная наука, а главное - надпись на Памятном камне должна быть выполнена четким, ясным, великим, могучим, правдивым и свободным русским языком, который так высоко ценил Иван Сергеевич Тургенев (стихи в прозе "Русский язык").
Стенд, предложенный краеведами "Наследия" "для пояснения" надписи, несет те же недостатки и те же грабли - снова этот вопрос выносится на голосование общественного органа города.
И впору задать вопрос: а нужен ли стране Институт российской истории РАН вообще, если чиновник росчерком своего пера может установить научную истину в последней инстанции? Исследовательский процесс подменяется "решениями", "протоколами", "компетентными" ответами "высшей" власти на запросы по этой проблеме.
Мы живём в городе физиков, получившем высокий статус наукограда. Физика приобрела характер международного исследовательского процесса, который сегодня решается созданием межгосударственных коллабораций. Исследования, методологические проблемы науки и открытия в физике обсуждаются ведущими учеными и специалистами. Можно ли представить вмешательство в этот процесс "героев" Дениса Фонвизина (1744 - 1792): "Зачем, сударь, знать географию, если кучер, куда скажешь, довезёт". Но так, увы, это происходит с историческим краеведением в наукограде Дубна.
Исследования по истории нашей Родины, естественно, не носят такого меж-дународного характера, как ядерная физика, но для нас отечественная история весьма важная идеологическая и воспитательная основа, это относится и к истории краеведения Дубны.
Директор Объединенного института ядерных исследований В.А.Матвеев в одном интервью отмечал, что знание влияет на всё, даже на сознание, возникает необходимость понять природу сознания. Решая сложные физические проблемы, нам приходится сталкиваться с задачами глубоко философского плана, со способностью мозга войти в положение многомерного существа. "И если природа дала человеческому мозгу способность думать о природе Вселенной, значит, это неспроста. Поэтому исследования природы Вселенной фактически раскрывают человеку способности и возможности его мышления".
Эти слова соответствуют мыслительному процессу и в системе исторической науки, которая, как и физика, специализируется по отраслям русской истории. Находят новые факты, новые подходы, новый уровень осмысления прошлого и современной действительности. К выводам профессионалов относятся с уважением и вниманием. Специалисты ИРИ РАН продолжают терпеливо объяснять процессы, происходившие в тот исторический период (сборник "Города и веcи средневековой Руси", декабрь 2015г.; статья В.А.Кучкина "Город Дубна на реке Дубне").
Уважаемые господа ученые-физики ОИЯИ, помогите объяснить руководству города, что такое исследовательский процесс и методология науки, а заодно – как следует говорить и писать по-русски.
Давайте совместными усилиями решим эту проблему внутри нашего города, чтобы она не вышла за его пределы на просторы страны. Неужто не страшат наших чиновников опасения гоголевского Городничева: "Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит…" ("Ревизор").
Нужна ли Дубне такая слава? Ради чего развёртывается шельмование истории? Может, суть проблемы лежит в другой плоскости? Неспроста ли? Может быть, суть в том, что бизнес есть бизнес и "ничего личного", а "деньги не пахнут"? А воспитание молодежи в духе ответственного патриотизма, привитие ей навыков серьезного исследования в познании мира не дело "кучера" вообще? Ни администрацию, ни депутатов Дубны, очевидно, эти вопросы не очень волнуют. Манипулируя прошлым, используя замысловатые фразы, они, очевидно, не осознают "как слово наше отзовется", какое нас ожидает будущее. Но следует знать, что авантюристические цели влекут за собой деградацию морального и социального облика тех, кто эти цели преследует. В любой ситуации ответственность ложится на всё умудренное научное сообщество города, недоглядевшее и не подправившее администрацию города.
На сегодня ОИЯИ - самый крупный действующий памятник города, выполненный выдающимися людьми и всеми подвижниками. Казусы, происходящие в жизни города, - это от желания "примерить на себя отсвет" такого гиганта науки, как ОИЯИ. Хорошо бы сотрудникам института приложить коллективный разум к неутихающим "научным спорам" по Ратминскому камню и наложить вето на "лихие" атаки местных краеведов. Тем более что камень и "прописку" на месте водружения, и статус "личной собственности" получил по непонятным и не совсем законным основаниям.
Людмила Жидкова,
кандидат исторических наук