Ухудшение отношения к бедным имеет свои последствия: малоимущие стараются в последнее десятилетие скорее приукрасить свое положение, чем преувеличить собственную бедность. Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от 1990-х. Постепенно в России быть бедным становится стыдно.
Стыд порождает сверхпотребление, потребление, не соответствующее доходам. "Спектр имущества многих бедных семей с бедностью ассоциируется слабо. Так, в заметных масштабах (30-32%) представлены в домохозяйствах бедных автомобили. И хотя автомобили эти в массе своей — продукция отечественного автопрома возрастом старше семи лет, но все же тот факт, что это весьма недешевое с точки зрения стоимости его эксплуатации имущество есть почти у каждого третьего бедного, удивляет в такой же степени, как наличие в отдельных семьях бедных смартфонов, айпадов, цифровых видеокамер, кондиционеров и посудомоечных машин",— отмечается в исследовании. Если вездесущий автохлам — отчасти наследие советской эпохи и нежелания властей убрать субсидирование цен на бензин, а также ввести платную парковку, то бытовое изобилие — прямое следствие кредитомании бедных.
Долги стали характерной особенностью жизни неблагополучных граждан. Если у небедных их имеет каждый третий, то среди бедных "по доходам", которым имеющихся финансовых средств и на текущие-то расходы не хватает, их имеет более половины, а среди бедных "по лишениям" — почти половина. При этом кредитная нагрузка бедных и небедных качественно различна. Долговая нагрузка небедных — это на три четверти кредиты в банках, в то время как среди бедных доминируют накопившиеся мелкие долги (бедные — целевая аудитория микрофинансовых организаций) и долги по квартплате.
http://www.kommersant.ru/doc/2347619
Как-то так
