Прямая речь.

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#26 Сообщение Togrevlis » 26 янв 2011, 12:05

мура писал(а):Камрад. А Вам зачем это? Простите, но в качестве опыта - все эти слова = слова.
И хучь все газеты обосруццо.
Согласен, но есть слова как воробьи. Срывают маски. Я был удивлён(наивный), что многим нравиться Путимедвед. Думаю, что вот человек подлец, и другие такоже мнения Ан нет. :shock: Прямая речь нужна. Имхо.
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#27 Сообщение Togrevlis » 06 фев 2011, 13:43

"Ну ка все дружно, и ну ка все вместе, чтоб все услышали
нашу песню,
мёртвые души в нашей глуши, этот последний крик русской души,
русской души,
русской души!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!"
...особенно острое душевное смятение у него вызовут образы России его юности - времени, когда единственная"Большая игра", интересовавшая российскую элиту,заключалась в том, чтобы тихо-тихо отползти от точки хапка на расстояние срока давности
"...А где нет вопросов, всегда есть ответ, пламенный как пионерский привет
пионерский привет
пионерский привет."
Ты не благородный воин пустыни, а командировочный из клептократии, где у человека, если он не вор или чиновник,меньше реальных прав, чем у белочки или кабана в европейском лесу
"Нервы ржавеют, потому что из стали,
Стали не к чёрту. Меня достали! Но я в сапоги заправляю клеша,
%у# меня сломишь, жизнь хороша,
жизнь хороша,
жизнь хороша!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!"
-Если брать в массе, русский народ сегодня полное говно и быдло.Зато русские чекисты доказали, что эволюционно они стоят даже выше евреев...
Вот какая каша была у человека в голове. И он ведь действительно в глубине души так думал. Что чекисты эволюционируют отдельно от своего народа. Ну что ж, в добрый, как говорится, путь. Дворяне тоже так думали в девятнадцатом веке. И балакали между собой по-французски,пока кухаркины дети не поставили их к стенке. А виноваты в результате оказались, как вы думаете кто? Правильно.
"Я дошел уже до точки:
Водка вместо кипяточка,
На ушах висит лапша, -
Жизнь, конечно, хороша
И вкусна, как макароны!
Где бы, ....., найти патроны?
И ..... оно всё раком:
Это - время "Доширака" - е-е!"
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#28 Сообщение Togrevlis » 07 фев 2011, 16:28

Радиопрограммы / Время гостей
80-летие Бориса Ельцина. Юрий Афанасьев: "При Ельцине сужался коридор возможностей чувствовать себя свободными". Борис Березовский: "Ельцин смело служил идее свободы. Служил России, а не себе, боролся не за свои шкурные интересы, что делает сегодня российская власть"

Я считаю, что Ельцин – это тот человек, который помог России, как никто другой в ее истории, продвинуться в направлении свобод, а по существу, продвинуться в преобразовании раба в свободного человека.

Моя точка зрения состоит в том, что вот это преобразование, сложнейшая работа по выдавливанию из себя раба происходит в два этапа. На первом этапе происходит понимание того, что быть свободным и независимым лучше, чем быть подчиненным, чем быть рабом....
...Но для того, чтобы утвердилась свобода, необходим второй этап – нужно понимание того, что каждый день за эту свободу, за освобождение от рабства нужно бороться. Вот так, например, происходит в Великобритании, в которой я провел последние 10 лет. Меня совершенно потрясла демонстрация в 400 тысяч человек против запрета охоты на лис с помощью собак.
Если уж серьезно говорить, конечно, Ельцин не сделал самого главного, Ельцин допустил несколько ошибок. Кстати, я хочу напомнить цитату, кто-то сказал, что это было больше, чем преступление, это была ошибка. Так вот, Ельцин сделал несколько принципиальных ошибок. Я не говорю о начале войны в Чечне. Мне кажется, самая главная ошибка – Ельцин не подвигнул всю нацию, всех нас на покаяние. На что сподобились немцы, они смогли найти в себе силу внутреннюю, как нация, и отречься от нацизма и покаяться, и каются до сих пор, до сих пор выплачивают репарации. А Ельцин думал на эту тему, но понял, что русский народ не в состоянии вот так покаяться в тот момент. И я думаю, что его оценка была более-менее корректной, хотя нужно было все-таки, мне кажется, настоять на своем. И в этом главная проблема.



Михаил Соколов: А в какой форме настоять?



Борис Березовский: Устроить настоящий суд над коммунистами, а не тот фуфловый, который состоялся. И конечно, ввести люстрацию на профессию всех, кто служил в органах КГБ. И тогда бы не было никакого Путина-гэбэшника, и так далее. А сейчас легко размахивать руками.

Господа, хочу вам заметить, что в 2004 году вы его избирали самостоятельно, без моего участия, когда я был уже глубоко в оппозиции к Путину. И вы все равно его избрали президентом. Да и сейчас изберете, в 2012-ом.
http://www.svobodanews.ru/content/trans ... 93718.html
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#29 Сообщение Togrevlis » 21 фев 2011, 12:17

Михаил Ходорковский.
"Слепо верить не надо не только мне — никому"
Что думает о приговоре, Викторе Данилкине, Дмитрии Медведеве, Владимире Путине и о себе сам Михаил Ходорковский, он рассказал* в интервью заместителю главного редактора "Власти" Веронике Куцылло.
*Вопросы Михаилу Ходорковскому и его ответы на эти вопросы были переданы в письменном виде.
http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1585744
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#30 Сообщение Togrevlis » 25 фев 2011, 16:31

Борис Березовский: «Сумасшедшие у власти в России – разве это мало?»
http://slon.ru/articles/535324/
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#31 Сообщение Togrevlis » 03 мар 2011, 22:23

"Я вам покажу разрешение на мигалку - и что, это решит проблему, что ли?! Потом вы напишете: "Подложное удостоверение, отнятое у Путина", бл*ть! Ну, =Автоцензор: Правила форума 2.1. Применение нецензурных слов и выражений на любом языке к участникам любого обсуждения и обсуждаемым темам, угрозы и оскорбления других пользователей.=*й! Не надо! - цитирует издание Life News слова режиссера. - Переоденьтесь в гаишника, остановите меня на улице, вам мой водитель покажет разрешение на "мигалку". Потом вы вынуждены будете меня отпустить и с тоской будете смотреть мне в спину, бл*ть, и напишете о том, что опять Михалков всех об**бал!" - рисовал Михалков картину будущего сюжета.

"Меня называют барином, а есть чудная пословица про барина: "Мужик на барина сердился-сердился, а барин и не знал ни*уя", - продолжил мысль Михалков.

В завершение телефонной беседы режиссер все же смягчился и сообщил, что пока с "мигалкой" расставаться не намерен. "У меня разрешение на год", - признался он. Таким образом, "мигалку" с машины Михалкова снимут в конце 2012 года, когда запланированы выборы в Госдуму РФ, отмечает издание
http://auto.newsru.com/article/03Mar201 ... kov_vgneve
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#32 Сообщение Togrevlis » 26 мар 2011, 16:29

В интервью Slon.ru предприниматель Евгений Чичваркин объяснил, почему он считает этот доклад клоунадой, и предвидит лишь укрепление Путина у власти.
http://slon.ru/articles/562370/
– Евгений, недавний доклад «Инсора» отличается довольно жесткими оценками нынешней политической действительности и предлагает Медведеву, по сути, начать перестройку. Насколько серьезно, на ваш взгляд, может Медведев отнестись к таким призывам?

– А вам не кажется, что все это клоунада? Просто способ опутать людей ожиданием перемен, чтобы либерально настроенная часть общества сидела тихо в ожидании.


– То есть реального запроса со стороны элиты на перемены нет?


– Да нет, запрос на то, чтобы поссорить Медведева с Путиным и спровоцировать Медведева на либеральные преобразования, конечно, существует, накопилась определенная усталость от нынешней системы. Но никаких реальных сдвигов пока явно не предвидится.


– Медведев не захочет или не сможет поддержать сторонников политических реформ?


– Желание-то у него, похоже, есть. Но невозможно действовать словом против ковбоев на бульдозерах. Все силовики по-прежнему подчиняются Путину и полномочия у Медведева существуют только формально. Самостоятельным политиком он успел побыть очень недолго, с инаугурации до сентября 2008 года, когда грянул мировой экономический кризис. Я встречался с Медведевым в тот день, когда рухнул Lehman Brothers, и мне отлично известно, что он был крайне недоволен теми мерами, которые использовались в России для выхода из кризиса. Тогда государство бешеными темпами раздавало государственные резервы под разговоры Путина о том, что Россия – тихая гавань для мировых инвестиций. А уже 20 февраля 2009 года, когда по подсчетам выходило, что резервов хватит дней на 150, власти стали тренировать ОМОН, ожидая бунтов. Сила слова Медведева была, на мой взгляд, недостаточна, раз Кудрин в решающий момент исполнял указания Путина либо действовал по своему усмотрению. И это иллюстрирует реальную расстановку сил в механизме принятия решений.


– Выборы могут как-то повлиять на эту расстановку?


– Могут, в худшую сторону. Думаю, что Путин либо пойдет на выборы сам, либо поставит вместо себя какого-нибудь овоща, но в любом случае подберет под себя еще больше полномочий. В последнее время фигура Путина была в значительной степени десакрализована. Половина эфира уже посвящается теперь Медведеву. СМИ позволяют себе слишком много вольностей – скажем, НТВ в «Центральном телевидении» и некоторых других программах допускало прямые наезды на Путина, чего раньше и представить себе было нельзя. После выборов, я думаю, Путин подкрутит гайки, как Батька. Уже видно, например, что ему не нравится суд присяжных, и он, видимо, попытается избавиться от этого института.


– То есть, вы думаете, Медведев отдаст свою часть полномочий без конфликта?


– Не вижу я пока никаких признаков реального конфликта между ними. Я вижу, как они катаются вместе на лыжах, хлопают друг друга по плечу, в общем, ведут себя совсем не так, как люди, между которыми есть какой-то конфликт. Во всяком случае, я себя с людьми, с которыми у меня конфликт, так не веду. Не похоже, что у Медведева есть серьезные намерения взять ситуацию под свой контроль. Может, он и нашел бы даже поддержку, но нужна на то определенная сила воли, а я ее пока не вижу. Вот, например, я обращался к Медведеву почти год назад с единственной просьбой проверить факты, свидетельствующие о том, что генерал Мачабели и подполковник Освальдо являются бандитами, или же, наоборот, меня можно осудить за клевету. В ответ – тишина. Не верю я, в общем, в реальность его полномочий.


– Но если Путин снова приберет к рукам все полномочия, то ему придется и брать на себя всю полноту ответственности за выполнение обещаний, а сейчас в случае чего можно убрать Медведева и все на него свалить.


– Да все ведь и так понимают, что Путин реально за все отвечает. Если дойдет до массовых протестов, то ему в любом случае достанется. Вот только откуда этим протестам взяться? Нефть прет вверх, бабки в страну идут. Это позволяет постоянно давать все новые обещания. Бюджет был принят в декабре, исходя из цены $78 за баррель. С тех пор Путин пообещал внепланово повысить стипендию студентам, пенсии повысить даже дважды, военным тоже наобещал – и вот уже Кудрин заявляет, что и $90 за баррель теперь недостаточно. Тот же Гонтмахер из «Инсора», (а у него с цифрами, похоже, все хорошо), подсчитал, что все социальные обязательства можно будет выполнить и свести бюджет в ноль только при цене от $105 за баррель. Понятно, почему – ведь в Пенсионном фонде, чтобы обеспечить все взятые обязательства, должно быть сейчас от $1 трлн до $1,3 трлн, а там сейчас ноль. И каждый год у нас Пенсионный фонд с 50-миллиардным дефицитом. Но ведь, похоже, что $105 – вполне реальная цена. Сейчас Япония будет после катастрофы энергоресурсы закупать, а с их резервами выделить $180 млрд на восстановление – не катастрофа. Индия и Китай по-прежнему повышают спрос на энергоресурсы, в Ливии нестабильно – в общем, и $105, и $150, и, возможно, даже $200 за баррель – это реально.


– И это значит, что либералам пока ничего не светит?


– Похоже, что так. Нефть сильно коррелирует с уровнем доходов. Когда мы в «Евросети» планировали спрос, мы исходили из цен на нефть и в целом предсказывали верно. Главное даже не просто уровень доходов, а безработица. Сейчас нефтяная рента позволяет существовать, например, никому не нужному «АвтоВАЗу» и держать занятыми сотни тысяч людей. Потому и нет протестного потенциала. Безработица – это порох. Посмотрите: Египет, Тунис, Ливия, а до этого Киргизия и Грузия – везде безработица 15–20%, а где-то и до 30%. А у нас в Москве – 2%. В России, правда, больше – 10%. Если бы в Москве была безработица больше 10%, Манежка до сих пор держалась бы и отбивалась от ментов.


– И все же вам не кажется, что настроение общества как-то меняется, в том числе и в отношении той же «Единой России»…


– Ну это, в основном, – заслуга Навального с его грамотным брендингом. В оппозиции брендинг – это суперважная штука. Это было хорошо видно еще во времена «цветных революций»: в Украине был оранжевый цвет, в Киргизии – желтый, в Грузии – розы и красно-белые цвета, – все ведь это – заимствованные из маркетинга решения, которые хорошо работают. Вот Навальный закрепил за «Единой Россией» отличный антибренд: «партия жуликов и воров», провел конкурсы плакатов на эту тему. Может, еще придумает какой-нибудь конкурс рэп-частушки. Все это хорошо работает. Но в целом оппозиция российская еще очень плохо научилась пользоваться такими вещами. Неумение создавать яркие, живые бренды – одна из причин ее слабости. Вот у обманутых дольщиков надо брать пример: желтые цвета у символики, фотографии акций на фоне «Белого дома», перекрытия дорог. Ведь больше всего сейчас власти боятся перекрытия дорог, а самый кошмарный сон – если это будут делать бабушки. Вот если бабушки перекроют сейчас дорогу – то все, Путин и ближайшее окружение соберутся, скорее всего, на внеочередное совещание в любой час дня и ночи. Это крайне опасно, стоит вспомнить только реакцию населения на монетизацию льгот. Так что избирать формат протеста тоже надо уметь.


– Так все-таки если посредством, в том числе, грамотного брендинга удастся окончательно снизить рейтинг «Единой России» – перемены могут начаться снизу?


– Не факт. Сейчас в России появляется двоемыслие, свойственное нашим людям в советские времена, когда на кухне говорят не то же, что публично. То есть доверия к власти нет никакого, но никто ничего не делает. И так может продлиться еще несколько десятилетий, пока у национальных лидеров не начнет совсем уже выпадать челюсть. Да и выпадающую челюсть народ стерпит. Советский Союз развалился, потому что народ забыли покормить. Если его будут кормить регулярно, снизу вряд ли что-то при таких условиях начнется.


– И все же кто наиболее вероятный кандидат от власти в 2012 году?


– Кто бы это ни был, в России будет управлять Путин – до тех пор, пока не умрет от старости, потому что он физически крепок, занимается спортом и следит за собой.
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#33 Сообщение Togrevlis » 30 мар 2011, 22:19

Владимир Мау рассказал «Газете.Ru» о правительственной «Стратегии-2020»
http://www.gazeta.ru/interview/nm/s3562573.shtml
На самом деле мы прошли колоссальный путь с 1992 года. Нам удалось не все, но многое. Нам удалось не допустить краха страны в 1992 году, потому что Россия была на грани краха. Я бы хотел спросить у задававшего вопрос, знает ли он уровень золотовалютных резервов в конце 1991 года. Обычно, когда говоришь, что меньше $100 млн, журналисты и слушатели автоматически пишут "меньше $100 млрд", потому что представить себе, что резервы могут быть меньше $100 млн, не может никто и никогда. Почему-то все считают, что это описка или оговорка. То есть резервы были меньше оборота среднего предприятия, а это был золотовалютный резерв страны. Госдолг был $110 млрд, запасы продовольствия в городах были на четыре-пять-шесть дней. И никто не хотел быть премьер-министром, брать ответственность, эту обязанность возложил на себя Ельцин.
Если хотите советскую экономику, стройте советскую экономику. Если хотите нормальное акционерное общество с корпоративным контролем, то это другая форма. Не надо сидеть на двух стульях. Госкорпорации -- это форма, не очень существующая в законодательстве, точнее, вообще не существующая.

На мой взгляд, госкорпорации -- вещь достаточно бессмысленная. Если вам нужна госсобственность, то есть акционерка с госсобственностью. Если вам нужно госуправление, то есть Министерство, например, шинной промышленности, и пусть у него будут шинные предприятия. Но зачем делать так, что и вроде бы неподконтрольно государству, но государство отвечает за его долги и не получает прибыли? Это странная модель, понятная, но странная.
В Америке, если кризис, то человека увольняют, если бум -- то его принимают на работу. Это несколько тяжело социально, но это очень динамизирует модернизацию. У нас же есть базовая зарплата, очень маленькая. Если кризис, то зарплата остается, на нее не влияют никакие издержки. Если экономический рост, то зарплату начинают платить нормально. Но при этом человек сидит на рабочем месте. Конечно, это социально стабилизирует жизнь, но явно препятствует модернизации.
В принципе, смена работы -- это абсолютно нормальная вещь. В этом смысле вопрос, который часто задают в образовании, совершенно дурацкий -- сколько выпускников вуза работают по специальности? И считают почему-то, что чем больше, тем лучше. Это тоже абсурдно, потому что когда человек поступает в вуз, значительная часть специальностей, которые появятся к моменту выпуска, не существуют. Именно поэтому мы живем в неиндустриальном мире. Мы живем в настолько подвижном мире, где все эти формальные привязки должны быть очень мягкими и слабыми.
Мы живем в обществе, где большая часть населения работает в сфере услуг, где растет средний класс и где средняя продолжительность жизни выше, а не ниже пенсионного возраста. Мы понимаем, что у нас появляется все больше фрилансеров, которые не платят пенсионные взносы, все больше людей, которые вообще не хотят уходить на пенсию. Профессор, как правило, на пенсию уходить не хочет, например. Если мы говорим о стратегии пенсионного развития, а не о пенсионной реформе, которая уже проведена, то, конечно, будет индивидуализация и приватизация пенсионных стратегий. То есть человек сам решает, вкладывает ли он в жену, которая его не бросит, в детей или, наоборот, экономит на детях и вкладывает в Пенсионный фонд. А может, как москвичи: московский средний класс сейчас выбрал стратегию покупки квартир, которые можно сдавать и жить. Ни одна из этих стратегий не является абсолютной. В современном мире человек будет диверсифицировать свою пенсионную стратегию: немного в жену, немного в Пенсионный фонд, немного в недвижимость. А государство в этой ситуации должно обеспечивать пособия по инвалидности и бедности.
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Аватара пользователя
Togrevlis
Сообщения: 2744
Зарегистрирован: 16 май 2010, 19:30

Re: Прямая речь.

#34 Сообщение Togrevlis » 17 май 2011, 21:19

"Будущего не существует"
Социолог и философ Зигмунт Бауман — о превращении человечества в архипелаг диаспор
....Говоря о вашем поколении, много повидавшем: что для вас стало важнейшим событием XX века? Может быть, этих ключевых событий, изменивших представление человека о себе и жизни, было несколько?


— Мне сложно говорить о конкретных событиях, потому что как социолог я интересуюсь главным образом тем, что можно назвать переломами, переменами направления в жизни, культуре и тому подобном. Моя ниша — это тенденции. И здесь, конечно, возникает целый ряд процессов, о которых стоит говорить как о ключевых. Буду их называть безо всякого порядка, ладно? Вам и читателям самим решать, что здесь главное, а что нет. Сразу приходит на ум то, что был открыт потенциал человеческой жестокости. Люди, которые вступали в XX век, были по-детски наивны, чего мы — свидетели экспериментов с жестокостью по крайней левой и крайней правой стороне политического спектра — просто не можем себе позволить. Масштабы насилия оставили неизгладимый след на нашем представлении о своей природе и социальной организации. В частности, очень сильно потеряла в привлекательности мечта об идеальном строе: мы ведь знаем, к чему на самом деле ведут нас люди во власти или рвущиеся к ней. Другая знаковая перемена — это переход от общества производителей к обществу потребителей. Здесь вы все знаете лучше меня: в Москве этот переход произошел в последние 15-20 лет, поэтому вы видели, что он с собой принес. Наши жизненные заботы и задачи смещаются со своей оси в том смысле, что все они оказываются как-то связанными с магазинами и рынками услуг.


Наконец, есть несколько перемен геополитического свойства. Одна из них — распад того, что я называю "несвятой троицей". Троица — это единство территории, нации и государства, которое более чем 200 лет определяло политическую карту мира. И вот, похоже, в XX веке оно дало сбой, планета начала преображаться в архипелаг диаспор. Все ушло в прошлое, государство и нация существуют сами по себе.


— Как вы оцениваете этот процесс? Ведь национальное государство, о котором вы говорите, это то, что породило современную европейскую демократию. А мир, отданный на откуп диаспорам, грозит перерождением цивилизованного гражданского национализма в агрессивный этнический.

— На самом деле я верю, что распад "троицы" должен привести нас к чему-то лучшему. Прежде всего нужно понять, что как раньше не будет: эпоха, в которой наши предки требовали от мигрантов ассимиляции, требовали стать такими же, как они, ушла безвозвратно. Турки, работающие в Германии, хотят быть гражданами этой страны, но вы никогда не объясните им, почему они должны перестать быть турками. Турецкая цивилизация такая же древняя, как германская, им нечего стыдиться. Люди больше не готовы отдавать свой культурный капитал в обмен на гражданство. Поэтому нужно придумывать новые способы сосуществования.


Времена переменились. Чтобы «быть собой», чувствовать себя комфортно, поляку больше не необязательно храниться за границей «своего» государства. Он может жить в диаспоре — в Англии, Ирландии, Швеции, Германии, Испании, оставаясь поляком. Когда в 1968 году я выезжал из страны, у меня было ощущение, что обратно я не вернусь никогда. Сегодня польские журналисты провели опрос среди 1,5-миллионной диаспоры соотечественников в Англии, узнавая, хотят ли они поселиться на чужбине, или вернуться домой. И оказалось, что люди просто не понимали, о чем их спрашивают: сегодня хорошая работа здесь, завтра — там, не будут же они каждый раз, переезжая из страны в страну, менять свою национальность! По сути дела, представители диаспор страдают грехом двойной лояльности, непростительным в представлениях политиков столетней давности. Они лояльны по отношению к государству, в котором проживают, и лояльны по отношению к стране, из которой прибыли. И нет здесь противоречий.


— Однако о крахе мультикультурализма уже трубят во все трубы. Вам не кажется, что противоречия все же есть хотя бы потому, что национальное для представителя диаспоры часто становится важнее государственного?


— В конце концов, вся эта тема сводится к разнице между монотеизмом и политеизмом. Иерусалимское, монотеистическое послание говорит, что есть единый Бог, и мы не должны иметь других, кроме него. Рим транслировал совсем другую установку. Когда его легионы занимали новую территорию, они, во-первых, давали всем без исключения местным жителям римское гражданство, равные права и возможности, а старейшину принимали в сенат. И во-вторых, в Пантеоне ставили скульптуру нового бога, почитаемого на присоединенной территории. Есть два подхода к жизни с разнородностью — можно так, а можно и так. Перспектива монотеистического подхода к будущему меня тревожит. Единое планетарное государство было бы самым великим несчастьем для человечества, потому что не было бы, куда сбежать. Вообразите: единое государство на всей планете! Нет спасения! Так что политеистическая развязка более приятна для меня.


Кроме всего прочего, жизнь с разнородностью означает также лучшие условия для обогащения культуры, для ее творческого пересоздания. Философ Ханна Арендт очень хвалила Лессинга, одного из пионеров германского Просвещения, за то, что он оказался единственным, кто предвидел: разнородность человеческого рода никогда не кончится, мы не идем к единству. И он был рад этой перспективе. Потому что все, что делает жизнь пригодной для жизни, идет от разногласий, от споров, от нашей несхожести. И поэтому я считаю, что отделение национальности от территории — это очень важный шаг для всего человечества, осознало оно его или нет.


— Между тем явление глобализации вы оцениваете не так положительно. Чем оно кажется вам опасным на нынешнем этапе?


— Это еще одна перемена, характерная для XX века и о которой нужно сказать. Произошел развод в браке, который все считали очень прочным: развод могущества и политики. Могущество — это наиболее адекватный перевод немецкого слова Macht, которое вовсе не тождественно власти. Дело в том, что понятие "власть" предполагает две составные части: собственно могущество, мощь, и политику. Мощь — это умение делать вещи, а политика — это умение решать, какие вещи должны быть сделаны. Обе эти составные части жили в доме, название которому — национальное государство. Но глобализация, раз начавшись, постепенно изменила соотношение сил. Мощь вдруг перестала связывать себя с национальным государством и вышла в наднациональное пространство — в пространство переливов, движений, напоминающее о реалиях Дикого Запада. Политика же осталась местной, как в давние времена. Поэтому мощь творит свои дела, будучи абсолютно свободной от политического контроля. Глобализируются пока только те силы, которые игнорируют государственные границы, местные права и обычаи, любые принципы и ценности. Например, финансовый капитал. Правительствам даже очень крупных стран не хватает рычагов управления, чтобы принудить эти силы подчиняться установленным правилам. И это очень опасная ситуация, потому что она заставляет нас жить в мире, где все может случиться, но ничего нельзя предпринять с уверенностью успеха.


Ирония истории в том, что ни одно из ключевых событий прошлого столетия, о которых я вам говорил чуть ранее, не было предугадано. Все они застали человечество врасплох. Классический пример — это крушение Советского Союза. На Западе существовала наука, не имеющая аналогов в истории по масштабам финансирования, по количеству исследователей, кафедр, конгрессов... Это была советология. И что же? Она породила две теории взаимодействия капиталистического и советского блоков. Предполагалось, что либо они будут учиться друг у друга и станут в конечном счете неразличимы, либо дело дойдет до конфликта и ключевые противники уничтожат друг друга (эта теория получила название MAD — mutually assured destruction, то есть взаимообеспеченное уничтожение). То, что конец противостояния наступит из-за того, что Советский Союз завалится под грузом новых вызовов эпохи модернити, никому в голову не пришло. Коммунизм мог продолжать соревнование с капитализмом, как теперь стало понятно, ровно до тех пор, пока капитализм оставался обществом производителей. Тогда можно было мерить качество жизни количеством чугуна и стали на голову населения. И к такой задаче коммунизм был относительно хорошо подготовлен. Но Советский Союз оказался совершенно неподготовлен к тому, чтобы встретить общество потребителей. Но кто же об этом знал в 80-е?..
Значит, и сегодня, говоря о будущем, нам нужно предполагать что-то невообразимое.


— Самая большая тайна — это рождение тенденций, которым будет суждено изменить нашу жизнь. Мы всегда замечаем их слишком поздно. Поэтому, когда меня спрашивают о том, что произойдет через несколько лет, я всегда удивляюсь: как же я могу это знать? Ни вы, ни я не знаем будущего, потому что будущего не существует. Будущее в момент, когда оно начинает существовать, уже не является будущим, оно становится настоящим. Сейчас мы можем только предполагать что-либо, исходя из анализа имеющихся тенденций. Я, например, считаю, что нынешнее время — это переходное время. Для его более точной характеристики я позаимствовал понятие у Древнего Рима — Interregnum, то есть года между смертью или убийством одного цезаря и появлением следующего. Это очень неопределенный период, когда неясно, каким правилам следовать. Помните, Ленин говорил, что революционная ситуация — это такая, когда старая власть уже не может управлять по-старому, а люди не хотят подчиняться старым порядкам. Антонио Грамши, используя понятие Interregnum, трактовал его как отрезок времени, когда старые орудия коллективного действия уже не работают, а новые еще не родились. Или родились, но так тихо плачут, что вы даже не замечаете их существования.


Особенность нашего положения лучше всего представлять образно. Вот, например, хорошая аллегория: вообразите, что все мы поднимаемся по очень крутому склону горы, устали, но задерживаться не можем, так как сильный боковой ветер вмиг снесет любые палатки, которые мы попытаемся установить — несмотря на то, что у нас нет никакого представления о том, что нас ждет с другой стороны перевала. Однако спуститься назад уже нельзя, и нам придется продолжить это восхождение.


Другая аллегория, которую считаю особенно меткой, это аллегория с самолетом. Сидя на месте пассажира, вы вдруг обнаруживаете, что кабина пилота пуста, а милые голоса, льющиеся из динамиков, были кем-то когда-то где-то записаны на пленку. Наконец, вам становится известно, что аэропорт, куда вы должны были приземлиться, еще не построен. Заявка на его возведение застряла в каком-то бюро, или офисе — как русские теперь говорят. Вот так же мы чувствуем себя, сознательно или нет, проживая наши жизни в XXI веке.


— Кажется, в таких условиях Великий Инквизитор Достоевского имеет все шансы выиграть свободные выборы. Как вы думаете, можно сегодня снизить риски ценой собственной свободы?


— Вы затрагиваете очень старое понятие добровольного порабощения. Его впервые рискнул проанализировать Монтень, приписав, правда, соответствующий трактат своему другу — Этьену ла Боэси. Уже тогда стало ясно, что ответственность за свою жизнь, которая приходит вместе со свободой, это очень тяжелая обязанность и люди предпочитают переложить ее на кого-то еще. Им нужно ощущение спокойной тихой ночи. Я думаю, что потребность в великом упрощении не будет иссякать так долго, как мы находимся в ситуации межвластия, и она будет порождать запросы на непогрешимых лидеров, на все объясняющие идеологии.


— То есть после прозрений XX века в идеологиях мы все-таки не разочаровались?


— Они ведь выполняют очень важную психологическую функцию. Хорошо известно, что атеисты часто завидуют верующим людям: им кажется, что последним гораздо легче жить, так как у них все определено. Самой популярной формой идеологии сегодня являются фундаментализмы разного рода. И нужно честно признать, что пока мы не достигнем противоположной стороны перевала и не построим принципиально иное общество, нам придется жить в их компании. Я считаю идеологию таким поведением, которое противоречит предостережению Козьмы Пруткова: нельзя объять необъятное. Идеология претендует на то, чтобы создать целостную картину всего, чтобы выгнать случай из пространства истории. На ум в этой связи приходят два художественных образа. Первый — из "Ракового корпуса" Солженицына. Если помните, там среди пациентов, больных раком, был один партийный вельможа, который начинал каждый день с чтения редакционной статьи в "Правде". Его ждала опасная операция, а он был счастлив, потому что его жизнь была преисполнена порядка: он с самого утра знал, о чем ему говорить сегодня, чего опасаться, какие фамилии называть, а какие — нет. Вот это один из искусов идеологии — положиться на всеведущую силу, которая может гарантировать верность пути. Второй искус хорошо иллюстрируется на примере сцены из фильма Михаила Чиаурели "Клятва". Там есть такой прекрасный персонаж — русская мать. Во время войны она приходит к Сталину, чтобы рассказать о том, как страдает народ, и попросить закончить это бедствие. Сталин ее выслушивает и заключает: ты права, мать. Надо кончать войную. И кончает. Это искус всемогуществом: когда ты веришь, что есть кто-то, кому стоит только захотеть, и все встанет на свои места. Если твои ориентиры рушатся, противостоять этим двум искусам очень сложно. Нужно быть сильной личностью.


— Людям нужны принципиально новые идеологии? Или может снова стать популярной, например, левая идея? Запрос на социальную справедливость, который заставляет многих бороться с капиталистической реальностью, там ведь был очень четко обозначен.

— Левые взгляды, судя по всему, сейчас находятся в кризисе. Мне убедило объяснение этого явления, которое предложил российский экономист Владислав Иноземцев. Он обратил внимание на перемену в морфологии общества. Раньше все обстоятельства жизни рабочего класса заставляли его действовать коллективно: несколько тысяч человек приходили на завод в 7 утра, потом уходили в 6 часов вечера и отправлялись в один и тот же район города. Они легко воспринимали общую для всех идею, предложенную Марксом, что их страдание классовое, и их класс — жертва похищения добавочной стоимости. Согласно этой теории, богатство хозяина было прямым следствием их труда. Таким образом, судьба богатых и бедных оказывалась взаимосвязанной. А что мы имеем сегодня? Общество потребителей. В нем богатство производится принципиально иным способом, а не присвоением добавочной стоимости. Богатство Билла Гейтса — это следствие того, что мы покупаем его изобретения. Билл Гейтс зависит не от рабочих, а от покупателей. Если местные профсоюзы какого-нибудь завода захотят, например, бастовать, предприниматель просто перенесет свой капитал в другое место, где профсоюзы смирнее или их вообще не существует. А рабочие останутся на положении крепостных крестьян, потому что переехать так же легко им не удастся. Поэтому программа левой идеи не применима к сегодняшним реалиям. В политических дебатах левым теперь приходится постоянно одолжаться у правых, утверждая, что они могут сделать то же самое, только значительно лучше.


— Вы тоже разочаровались в социализме?

— Ну почему же, я считаю себя социалистом. Просто я воспринимаю социализм не как название особого общественного строя, а как установку. Установка — это нож, лезвие которого приставлено к будущему. Я не знаю ни одной реальной страны, которая могла бы называться социалистической, и уверен, что такой и не может быть. Но моя установка позволяет выделить критерии для составления адекватной политической программы. Первый критерий — это требование общественного страхования граждан от индивидуальных злоключений. Мы живем в очень индивидуализированном обществе, где каждый человек признается ответственным за все, что с ним случается в жизни. Но в реальности это не так.


И еще один критерий — это требование измерять качество жизни общества качеством жизни самого слабого его звена, а ни в коем случае не средними показателями. Мы же не меряем грузоподъемность моста средней грузоподъемностью колонн, мы смотрим на самую хрупкую колонну.


И я верю, что подходить к оценке очередного общественного проекта с этими критериями – это и значит заботиться о том, чтобы наше сожительсто стало более гуманным. Повторяю: нет такой финальной линии, которую можно было бы назвать социализмом. Социализм в моем представлении — это постоянная бдительность. А хорошее общество — это такое, которое считает, что оно недостаточно хорошее.


— И как вы оцениваете шансы Европы предложить адекватный общественный проект миру? Шансы России, других стран?


— Я бы не стал противопоставлять разные государства. За время моего визита меня очень часто спрашивали, с кем быть России — с Европой или Азией? Но дело-то все в том, что к Европе не присоединяются, ее строят. Европе, понятой как сообщество множества стран, есть что предложить миру. Когда-то она была мировой державой — единственным континентом, который открыл все другие, сам никогда не будучи открытым. Она создала культуру, которой мир желал подражать, а она ведь не подражала никому. К этому, вероятно, возврата нет. Но у нее есть замечательное приданое: умение оставлять позади столетия междоусобий, сплачивать людей на основе общих ценностей, навыки мирного, удовлетворяющего и для всех сторон полезного сожительства в условиях культурного, этнического, языкового разнообразия. Во всем этом сильна и Россия. Наверное, это должно стать нашим вкладом в дело мира.
http://www.kommersant.ru/doc/1637429
"Сейчас к людЯм надо помягше... а на вопросы смотреть ширше..."
http://www.youtube.com/watch?v=OPBYLDqUwQk

Ответить

Вернуться в «Флейм»