Про школьные знания. (Копипаста)
Добавлено: 06 сен 2011, 10:57
День знаний и годы незнания http://www.snob.ru/profile/5893/blog/40285
По причине свежеминувшего дня знаний я, будучи родителем школьника, немного попредавался рефлексии на тему необходимости и качества школьного учения.
Помнится, я ежегодно с жутким неудовольствием отправлялся первый раз в очередной класс. Вроде бы и школа у меня была не жлобской, а вполне себе элитной по тем временам, и учителя были не сплошь сволочи, и даже просто хорошие попадались, а вот учиться не хотелось совершенно — правда, двоек я не получал, а по всяким гуманитарным предметам так и вовсе на пятерки учился. Но неохотно. Потому что даже незлые учителя не умели заставить меня (да и всех остальных) заинтересоваться учебой. То есть, попросту говоря, учителя не умели научить меня учиться. Тупо вдолбить набор некоторых знаний — умели, но совершенно не могли донести до нас, ленивых и нелюбопытных, что получать знания — это клево. Что, чем больше ты знаешь и понимаешь про окружающий тебя мир, тем богаче этот мир для тебя становится.
Нынче меня негативно осенило: мы страшно неправы, когда говорим, что, дескать, во взрослой жизни нам почти ничего из пройденного в школе не требуется. Оно нам не требуется, потому что мы пройденное благополучно забыли. Оно нам не требуется, потому что мы живем скучной серой жизнью и не высовываем носа дальше дома-семьи-работы-и-туповатого-досуга. Оно нам не требуется, потому что мы попросту не требуем от себя расширения своей картины мира. То есть мы сами устраиваем свою жизнь так, что, кроме знания букв и умения считать, нам ничего не надо. И это страшно грустно.
Я очень, очень сожалею, что забыл почти все, что в меня неумело вдалбливали учителя. Я еле могу объяснить себе, почему летают самолеты и не тонут корабли, то есть я смутно помню что-то такое про разницу в давлениях над и под крылом, я худо-бедно знаю про Архимеда и силу выталкивания, но я категорически забыл кучу интереснейших вещей из мира физики. Я бы хотел знать про то, как устроены всякие вещества и каким боком они друг с другом взаимодействуют, но кроме того, что есть какая-то валентность, я ничего из химии не помню. Я вряд ли смогу написать, что называется, из головы хронологию исторических событий (ну, разве что XIX–XX века худо-бедно вспомню). Я не знаю наизусть «Евгения Онегина» и не могу наслаждаться абстрактной красотой уравнений, я путаю почки с печенью и иногда путаю причастие с деепричастием, я забыл, как работает фотосинтез, и за правилами вычисления площади круга лезу в интернет. Я живу в мире, где неизвестно, почему небо голубое, а трава зеленая. И что-то мне от этого невесело.
Конечно, можно было б засесть по второму разу за учебники, года эдак за три пробежать школьную программу, и мир вокруг меня расцвел бы новыми, разнообразными и, главное, объяснимыми красками. Но, блин, дом-семья-работа... И главное — лень.
Может, надо было с первого раза все это запоминать? Так ведь скажи мне кто тогда про это, я б не послушал. И меня мои дети не слушают, и хрен-то они помнят хоть что-нибудь про фотосинтез...
По причине свежеминувшего дня знаний я, будучи родителем школьника, немного попредавался рефлексии на тему необходимости и качества школьного учения.
Помнится, я ежегодно с жутким неудовольствием отправлялся первый раз в очередной класс. Вроде бы и школа у меня была не жлобской, а вполне себе элитной по тем временам, и учителя были не сплошь сволочи, и даже просто хорошие попадались, а вот учиться не хотелось совершенно — правда, двоек я не получал, а по всяким гуманитарным предметам так и вовсе на пятерки учился. Но неохотно. Потому что даже незлые учителя не умели заставить меня (да и всех остальных) заинтересоваться учебой. То есть, попросту говоря, учителя не умели научить меня учиться. Тупо вдолбить набор некоторых знаний — умели, но совершенно не могли донести до нас, ленивых и нелюбопытных, что получать знания — это клево. Что, чем больше ты знаешь и понимаешь про окружающий тебя мир, тем богаче этот мир для тебя становится.
Нынче меня негативно осенило: мы страшно неправы, когда говорим, что, дескать, во взрослой жизни нам почти ничего из пройденного в школе не требуется. Оно нам не требуется, потому что мы пройденное благополучно забыли. Оно нам не требуется, потому что мы живем скучной серой жизнью и не высовываем носа дальше дома-семьи-работы-и-туповатого-досуга. Оно нам не требуется, потому что мы попросту не требуем от себя расширения своей картины мира. То есть мы сами устраиваем свою жизнь так, что, кроме знания букв и умения считать, нам ничего не надо. И это страшно грустно.
Я очень, очень сожалею, что забыл почти все, что в меня неумело вдалбливали учителя. Я еле могу объяснить себе, почему летают самолеты и не тонут корабли, то есть я смутно помню что-то такое про разницу в давлениях над и под крылом, я худо-бедно знаю про Архимеда и силу выталкивания, но я категорически забыл кучу интереснейших вещей из мира физики. Я бы хотел знать про то, как устроены всякие вещества и каким боком они друг с другом взаимодействуют, но кроме того, что есть какая-то валентность, я ничего из химии не помню. Я вряд ли смогу написать, что называется, из головы хронологию исторических событий (ну, разве что XIX–XX века худо-бедно вспомню). Я не знаю наизусть «Евгения Онегина» и не могу наслаждаться абстрактной красотой уравнений, я путаю почки с печенью и иногда путаю причастие с деепричастием, я забыл, как работает фотосинтез, и за правилами вычисления площади круга лезу в интернет. Я живу в мире, где неизвестно, почему небо голубое, а трава зеленая. И что-то мне от этого невесело.
Конечно, можно было б засесть по второму разу за учебники, года эдак за три пробежать школьную программу, и мир вокруг меня расцвел бы новыми, разнообразными и, главное, объяснимыми красками. Но, блин, дом-семья-работа... И главное — лень.
Может, надо было с первого раза все это запоминать? Так ведь скажи мне кто тогда про это, я б не послушал. И меня мои дети не слушают, и хрен-то они помнят хоть что-нибудь про фотосинтез...