Школа № 8

О школах и учителях нашего города

Модератор: Мамочки

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Prorab
Сообщения: 4661
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 12:50
Откуда: Из Дубны

Re: Школа N8

#151 Сообщение Prorab » 14 сен 2012, 15:25

Chuha писал(а):Степанова
Плюсую.

Аватара пользователя
Лисенок76
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 00:57
Откуда: Дубна

Re: Школа N8

#152 Сообщение Лисенок76 » 19 сен 2012, 21:30

Спасибо, в итоге у Сафаровой. Довольны. Правда программа ну очень слабая... Но это не вина учителя, а беда всей началки. Ну да ладно...

mishanya
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 07 июл 2012, 22:24

Re: Школа N8

#153 Сообщение mishanya » 10 окт 2012, 23:34

Степанова, 2"б", супер учитель. Вторую не знаю, но в 8 все учителя началки хорошие.
Присоединяюсь.
1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233,377,610,987,1597,.....

Живучая
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 17:08

Re: Школа N8

#154 Сообщение Живучая » 05 фев 2013, 12:26

Может кто знает,кто из учителей будет брать первоклашек в 2013?

Chuha
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 09 апр 2008, 20:25
Откуда: Дубна

Re: Школа N8

#155 Сообщение Chuha » 05 фев 2013, 13:22

Живучая писал(а):Может кто знает,кто из учителей будет брать первоклашек в 2013?
Кажется, одна из учителей Кулага.
Центр "Февраль" www.psyfeb.ru

Tristezza
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 26 июл 2009, 00:12
Откуда: Дубна, ИЧ

Re: Школа N8

#156 Сообщение Tristezza » 06 фев 2013, 13:36

Chuha писал(а):
Живучая писал(а):Может кто знает,кто из учителей будет брать первоклашек в 2013?
Кажется, одна из учителей Кулага.
Сочувствую.

evalang
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 11:48

Re: Школа N8

#157 Сообщение evalang » 06 фев 2013, 14:27

Tristezza писал(а):
Chuha писал(а):
Живучая писал(а):Может кто знает,кто из учителей будет брать первоклашек в 2013?
Кажется, одна из учителей Кулага.
Сочувствую.
Почему? говорят, неплохая учительница)

Аватара пользователя
MyP3uk
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 04 июн 2012, 13:19

Re: Школа N8

#158 Сообщение MyP3uk » 06 фев 2013, 14:43

evalang писал(а):
Tristezza писал(а):
Chuha писал(а): Кажется, одна из учителей Кулага.
Сочувствую.
Почему? говорят, неплохая учительница)
не фонтан. как математик - полнейший ужас (ну или задачи сейчас такие кривые)

"Скажите, а вы из принципа игнорируете здравый смысл, или у вас к нему личная неприязнь?" ("Тот самый Мюнхгаузен")

Аватара пользователя
MyP3uk
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 04 июн 2012, 13:19

Re: Школа N8

#159 Сообщение MyP3uk » 06 фев 2013, 14:47

Ultrasss писал(а):Хехе)
А ведь тоже там училсо))) И Шабалин вел занятия, и Лепешкин. И на лыжах я любил катаццо. Но только не по кругу и не на скорость в течении 30 мин, а в свое удовольствие в лесу))) И, да, вспомнил! Особенно бесила пробежка вокруг школы по утптанной дорожке в лыжных ботинках на кожаном ходу))) Вт где был настоящий экстрим с риском покалечиться)))
а мы еще в лыжах по залу ходили и строевую подготовку с ними же в зале. До него оч. нравилось по лесу на лыжах прокатиться, а после его муштры все желание кататься на лыжах отбил, лет на 5 уж точно. Все-таки он немного не в себе :%) . А еще заставлял вести какие-то журналы, кривые рисовать, что-то из области "китайской народной медицины".

"Скажите, а вы из принципа игнорируете здравый смысл, или у вас к нему личная неприязнь?" ("Тот самый Мюнхгаузен")

evalang
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 11:48

Re: Школа N8

#160 Сообщение evalang » 06 фев 2013, 14:56

не фонтан. как математик - полнейший ужас (ну или задачи сейчас такие кривые)[/quote]
Блиииин, а к кому же пойти 8)

Tristezza
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 26 июл 2009, 00:12
Откуда: Дубна, ИЧ

Re: Школа N8

#161 Сообщение Tristezza » 06 фев 2013, 22:39

MyP3uk писал(а): не фонтан. как математик - полнейший ужас (ну или задачи сейчас такие кривые)
А уж с русским языком как дружит... :shock:

Chuha
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 09 апр 2008, 20:25
Откуда: Дубна

Re: Школа N8

#162 Сообщение Chuha » 07 фев 2013, 14:14

Кулага ведет у ребенка оригами. Ребенок не жалуется :unknown:
Центр "Февраль" www.psyfeb.ru

Аватара пользователя
MyP3uk
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 04 июн 2012, 13:19

Re: Школа N8

#163 Сообщение MyP3uk » 07 фев 2013, 15:23

бумажку складывать - это все-таки не математику с русским преподавать :pardon:

"Скажите, а вы из принципа игнорируете здравый смысл, или у вас к нему личная неприязнь?" ("Тот самый Мюнхгаузен")

AlinaL
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 23:38

Re: Школа N8

#164 Сообщение AlinaL » 15 мар 2013, 21:22

Сейчас в гимназии набраны документы на один первый класс, учитель Кулага. По поводу открытия второго класса вопрос висит в воздухе, ГОРУНО пока не открывает. Кулага- учитель так себе, но не худший вариант.

Аватара пользователя
Лисенок76
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 00:57
Откуда: Дубна

Re: Школа N8

#165 Сообщение Лисенок76 » 23 апр 2013, 23:35

.

Аватара пользователя
Ника
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 17:30

Re: Школа N8

#166 Сообщение Ника » 17 май 2013, 23:39

так сейчас там два 4-х класса. Думаете вторую училку попрут? Наберут и ей.
Чтобы найти иголку в стоге сена, достаточно сжечь сено и провести магнитом над пеплом. Так что не усложняйте...

Карапуз
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 июл 2014, 21:51

Re: Школа N8

#167 Сообщение Карапуз » 02 июл 2014, 22:06

расскажите, кто сейчас ведёт физ-ру в старших классах, слышала страшные истории про учителя, повёрнутось на форме и нормативах ГТО. ребёнок переходит из другой школы.

Tristezza
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 26 июл 2009, 00:12
Откуда: Дубна, ИЧ

Re: Школа N8

#168 Сообщение Tristezza » 04 июл 2014, 10:25

Всё правильно Вы слышали. Армия, а не физра. Некоторым приходится переходить в другие школы, чтобы не портить успеваемость. И это начинается ещё с начальной школы, т.к. он ведёт у всех.

Аватара пользователя
Ega23
Сообщения: 18260
Зарегистрирован: 22 окт 2008, 09:01

Re: Школа N8

#169 Сообщение Ega23 » 04 июл 2014, 10:28

Правильно делает, кстати. Я про физрука.

Dimon_111
Сообщения: 2679
Зарегистрирован: 07 ноя 2013, 01:08
Откуда: Прохерация, Мухосранск

Re: Школа N8

#170 Сообщение Dimon_111 » 10 июл 2014, 20:12

Карапуз писал(а):расскажите, кто сейчас ведёт физ-ру в старших классах, слышала страшные истории про учителя, повёрнутось на форме и нормативах ГТО. ребёнок переходит из другой школы.
физ-ра на данный момент вообще должна доминировать, и так ребенок постоянно за компьютером, гулять еле выгонишь, 20-25 лет назад 5-6 секций посещали, а сейчас все умные вроде как, но при этом дохлые что ппц (хотя у меня может так и у знакомых), у других наоборот возможно :roll:
i7-4770k/gtx Titan X/16 gb Hyper X

Аватара пользователя
zema.korifan
Сообщения: 2098
Зарегистрирован: 22 фев 2013, 19:52

Re: Школа N8

#171 Сообщение zema.korifan » 10 июл 2014, 20:38

Ega23 писал(а):Правильно делает, кстати. Я про физрука.
Здесь я с Вами согласен , г- ин Лепешкин сделал из моего овоща качка : бегает , прыгает , штангу тягает и вечно лезет меряться ...этим самым ...
Однако редкая сволочь.... ну да - и я про то...

Аватара пользователя
мура
Сообщения: 102461
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 14:56
Откуда: Дубна

Re: Школа № 8

#172 Сообщение мура » 30 ноя 2016, 19:04

К юбилею школы №8.

В газете Живая шляпа есть интервью с С.Муравьёвым. Не умру от скромности.


Изображение Изображение

Аватара пользователя
мура
Сообщения: 102461
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 14:56
Откуда: Дубна

Re: Школа № 8

#173 Сообщение мура » 30 ноя 2016, 19:06

Сразу скажу, что само интервью планировалось провести в школе на уроке. Но не взошло. Ибо всякий грипп и прочие нестыковки. Но мне кажется, что это к лучшему. Мы вряд ли так отредактировали бы текст на планируемом уроке у Марины Ионкиной, коль он сложился бы. :) Татьяна Романова редактировала мой текст, иначе не влезло бы во всю газету. Ну и ещё немного сгладила мои ответы, которые не одобрили бы родители учеников 8 школы. Вредные советы (тм). Поэтому несколько приглажено вышло, извините, Татьяна. Ненаказуемо.


Там суть всего этого была такая : у меня бабушка - завуч школы, мама - первый золотой медалист, жена первая, сын, сестра и три лучших друга - все из этой школы. Ну и три первых любови, как минимум. Местный я, аутентичный, практически эндемичный.


Ниже текст газетный и полный. Текст в газете одобрен автором. Ибо непедагогичный, нужно было так. Татьяне - больше спасибо.
Читайте газету!

Аватара пользователя
мура
Сообщения: 102461
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 14:56
Откуда: Дубна

Re: Школа № 8

#174 Сообщение мура » 30 ноя 2016, 19:11

Текст Живая Шляпа

История первая про Первое сентября

- Наиболее сильные воспоминания – Первое сентября, конечно. Солнечный день, кленовые листья шуршат под ногами. Все выросли за лето, все загорелые и новые. Гладиолусы, георгины и астры для учителей. Розы и гвоздики тогда отсутствовали, поэтому цветы были такими, местными. Запах свежей краски - летом всегда красили стены, перила, ступени - и запах мастики. Полы натирали мастикой, чтобы на них не было чёрных полос от обуви. Полосы всё равно появлялись, хотя всегда предполагалась сменная обувь со светлой подошвой. Но на некоторое время хватало. А запомнился день в последнем классе. Мне не успели купить пиджак, из старого вырос, и я отчаянно мёрз на линейке. Поэтому, когда нам дали первоклашек вести за ручку первый раз в первый класс – я свою девчушку понёс на руках. Чтобы согреться.

«А Серёжа, почему не в школе?», или Как непросто школьникам, когда преподавателями работают мамы и бабушки

- Есть странное впечатление, что учительские дети в любимчиках ходят. Вот в мои школьные годы это было вообще не так. Меня же с ходу сдавали бабушке Варваре Сергеевне Ревицкой. Или Свету Прейзендорф - её маме. Или Гошу Горинова. Или Лёшка Круглов получал порцию воспитания от Инны Львовны. А моя классная руководительница в старших классах – мамина одноклассница. Ну, сами посудите – кругом засада! А преподавание – это ж изначально так было, это же не так, что вот - раз! и внезапно мне преподаёт Чехова моя бабушка.
С уроков сбегали регулярно. Было мне это очень опасно, ибо когда бабушка завуч, то «закосить» под больного было невозможно. На перемене в учительской её тут же спрашивали: «А Серёжа, почему не в школе? Заболел?» Ну и я попадал моментально «на ковёр».

Но учился я хорошо. До шестого класса - только пятёрки. У меня шесть «Похвальных грамот»! Поэтому на учёбе мои прогулы не отражались. А вот в 9 классе, когда мне стало понятно, что экзамены только в 10-м классе и особо ничего не грозит по учёбе, что уже весна … Иначе говоря, у меня в сумке лежала телескопическая удочка. Я приходил на первый урок – надо же было быть в курсе – может, какое-то собрание внезапное или ещё что-то и просто потом шёл на Волгу, в районе «Мичуринца». Ну и были, конечно, побеги всего класса с конкретных уроков. Прямо вот все взяли и прогуляли. Опять же – 9 класс. Весна, птички, солнце, влюблённости…

О друзьях, которых всегда много в младших классах, и о друзьях, которые остаются на всю жизнь.

- В младших классах у нас была продлёнка, то есть мы из школы уходили в 17 часов. А до этого там гуляли, играли, делали уроки все вместе. Все мои одноклассники по соседству и жили. Да и в подъезде - двое из параллельного класса. Ну а в старших классах круг расширился, появились друзья и помладше, и из других районов города. Но вот мой сосед по парте – мой друг до сих пор. Мы и работаем бок о бок. Друзей вообще много не бывает. Товарищей – да, может быть большой круг. А если в сорок лет у вас есть пять именно друзей – это очень хорошо. Вот у меня их было четыре. А если с кем-то переставал дружить – так это просто менялись интересы, приоритеты. Секции всякие появлялись, увлечения. Кому-то я переставал быть интересным. Кто-то – мне.

Кружки и секции

- Кружки в самой школе не посещал. Внеклассная работа была, литературные чтения, драматический кружок, что-то типа информатики. Я ходил в секции вне школы, обычные такие секции для мальчика: самбо, большой теннис, малый теннис, плавание, клуб юных моряков, стрелковый тир. А вру ж! В 8 школе посещал шахматный кружок, который вёл легендарный Давид Натанович Белл. Я там получил четвёртый детский разряд.

Про книги не по программе и про библиотеки

- В школьной библиотеке я всё перечитал ещё дошкольником, а начал читать в пять лет. Я в школе «тусовался» с двух лет, меня бабушка с собой брала. А так как бабушка была учителем русского и литературы, то и дома была обширная библиотека. В городской, в детском отделении, я прочитал всё в классе четвёртом. Бабушка разрешила (предварительно договорившись с библиотекарями) пользоваться её абонементом. Ну я и начал ходить во взрослую библиотеку. Причём решил перечитать всё (!) - и по алфавиту. Библиотекарь в ответ на это намерение весело хмыкнула, но ничего не сказала. Позже я узнал, что сотрудники были проинструктированы, чтобы не выдавать некоторые книги. Что было довольно зря, ибо Мопассана я прочитал дома в серии «Всемирная литература», да и в «Похождениях бравого солдата Швейка» было много «взрослого» содержания, и у Шолохова, в конце концов. Там жуть вообще. А это всё я уже прочитал, и не по одному разу. А интересы были у меня не оригинальные. Фантастика - это номер один! И она тогда была представлена только «Хоббитом». Сказки народов мира любил, про путешествия, Тур Хейердал был любим очень. А романы - и зарубежная, и отечественная классика была дома вся. 200 томов серии «Всемирная литература» – это не считая «по мелочи» - серии «Жизнь замечательных людей» и прочее.

«Да сплошной смех – это ж детство»

- Однажды, в старших классах, когда моя бабушка была уже на пенсии, мы что-то с соседом по парте и моим лучшим другом Сергеем Карклиным, (кстати, мама у него учитель математики на левом берегу, а папа – преподавал в военном училище) расхулиганились и были пойманы за игрой в карты во время урока. Сидели мы на задней парте среднего ряда. И вот нам было сказано классным руководителем: «Та-ак. Хочу видеть ваших отцов на родительском собрании! Матерей – не хочу! Отцов»! Ну, мы передали наказ. А на родительских собраниях – как? - там же учитель знает не всех, и поэтому просит сесть на те места, где сидит их ребёнок. А наши папы были незнакомы. И вот идёт собрание, какие-то вначале организационные вопросы. Наши скучают. Тогда отец Сергея, завзятый шахматист, достаёт карманные магнитные шахматы и начинает решать какой-то этюд. А мой папа присоединяется, и они это обсуждают, забыв всё на свете. Вот классная руководительница их за этим и увидела. «Что старые, что малые! Одни в карты, другие в шахматы – всё с вами понятно!»

О превращении школьного ранца в «банан»

- В младшей школе носили не портфель, а ранец. Обычный такой ранец. С персонажами из мультфильма «Ну, погоди!» Потом пошли какие-то кожаные сумки на ремне через плечо с надписями «USSR» и «SPORT». Причём, сейчас вспоминаю и думаю, почему на латинице? Были ещё с эмблемами «Спартак», «ЦСКА», «Динамо» и «Зенит». Потом появились сумки, которые назывались «бананы». Такая длинная сумка тряпочная, по форме напоминающая этот фрукт. Именно туда и влезала моя телескопическая удочка. Потом в старших классах у нас было привычно ходить с пакетом. С каким-нибудь «фирменным». У меня был с ковбоем Мальборо. Тогда этот пакет был просто модной принадлежностью. И самая «фишка» была в том, чтобы в нём носить только пять тонких тетрадок. А учебник пусть носят «ботаны». Но самым крутым был тогда индийский пластиковый «дипломат» с замками и надписями «VIP». Это было не у всех и очень дорого. Хотя страшно неудобно. А в сумке, кроме учебников и всяких «писательно-рисовательных» штук, могли быть сменная обувь, спортивная форма, яблоко или булка. Или по праздникам – магнитофон. Художественная литература ещё.

Школьная форма была всегда

- То есть без формы могли не пустить в школу или удалить с урока. Или без галстука пионерского. Или без комсомольского значка. Форма для мальчиков не менялась. Тёмно-синие пиджак и брюки. Очень такого низкого качества, зато крепкое. Но это было умышленно – чтобы форму могли позволить все слои населения. Брюки надо было гладить. Могли и за это сделать замечание. Галстук пионерский гладили каждое утро. Намочил под краном – высушил утюгом. Страшно ненавидели все эту форму. Хуже не было проклятья, чем пойти на «огонёк» или на дискотеку в школьных брюках. Брюки и пиджаки носились девять месяцев шесть дней в неделю. Из брюк к концу года все вырастали, поэтому родители покупали на вырост. И на 1 сентября все стояли в подшитых штанах и подвёрнутых рукавах пиджака. А в мае следующего года уже брюки были коротки и рукава засучены. Девчачья форма была заменена при нас. Вначале это была коричневая форма - платье и фартук, а фартуки дополнялись кружевами, бантиками, рюшами всякими. Потом форма превратилась в пиджак и юбку синего цвета. Форма была шерстяная, и в тёплое время года было в ней очень жарко. В 10 классе пиджаки уже можно было не носить, допускались свитера и жилеты. А в четвёртой школе, например, было в приказном порядке велено носить галстуки. Не пионерские. В знак протеста ребята нашли у своих отцов галстуки их стиляжьей юности – шириной с лопату и с расцветкой «вырвиглаз». И пришли в них. Победили систему. Им разрешили не носить. А я носил бабочки в школу. Хипстеры не первые это придумали, поверьте. Кстати, вот ровно такие же причёски у нас и меня, в частности, были в старших классах - бритые виски и затылок и чёлка набок длиной ниже подбородка. Всё повторяется.

- Не забыли имена учителей? Почему учителя и уроки становились любимыми?

- Учитель любимый – ну как любой человек. За что мы любим людей? За ум, доброту, справедливость, просто за красоту лица? Просто за то, что он вас любит. А не любим людей за глупость, жадность, враньё, хамство, за то, что этот человек неряха. Но были учителя - всеобщие любимцы. Многие из них просто чай у нас дома пили, я ж из учительской семьи. Конечно, помню. Да мы и встречаемся с ними. Некоторых, к сожалению, уже нет.

- Увлекала Вас, например, ботаника?

- Хороший предмет. У меня в шестом классе был свой огородик за домом. Я воровал по городским клумбам всякие цветы и высаживал их там. И укроп почему-то. И традесканции! В открытый грунт! Ботаника в восьмой школе была интересным предметом просто потому, что у нас же был свой сад и свои теплицы на месте нынешних домов «Изумрудного города». И были частые выходы в сад, а это же интересно. И на ботанике были выходы для сбора растений для гербария. Это меня всё увлекало.

- Как происходило празднование Дня Победы?

- Не помню, чтобы праздновали как-то особенно. Торжеств
енная линейка, приход ветеранов – вот и всё. Без пафоса. Просто у меня бабушка сама от Сталинграда до Берлина дошла. Я всё это и дома слышал, мне ничего нового ветераны и не рассказывали. Да и в каждой семье были ещё живы-здоровы свои участники Великой Отечественной войны.

- Новый год, День учителя и другие праздники – какими они были в ваше время?


- Последний школьный день перед Новым годом был таким: вместо уроков в актовом зале показывают мультфильм «Щелкунчик». Я, кстати, именно так и воспринимаю – это вот Новый год, музыка новогодняя Чайковского. Потом выдают дневники. И всё, домой, ёлку наряжать. День учителя для меня – бабушкин праздник. Учителя приходили в гости и пили чай. Им дарили тортики, какие-то конфетки, вот они с этим всем и гоняли чаи. А весь дом завален букетами. Запах!

- Что бросается в глаза первым делом, когда заходите в знакомые коридоры и кабинеты?

- (Смеётся) Какое всё маленькое! Раньше всё больше размером было.

Вопросы придумали - Маша БАРДАШОВА, Артём ВЛАСОВ, Женя ЗУПНИК, Лиза ПАВЛОВА, Даша ПОРОХОВА, Татьяна РОМАНОВА

Аватара пользователя
мура
Сообщения: 102461
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 14:56
Откуда: Дубна

Re: Школа № 8

#175 Сообщение мура » 30 ноя 2016, 19:17

Полный текст. Детям не читать.


27 сентября 2016, школа №8.
Вопросы для интервью с Сергеем Борисовичем Муравьёвым придумали ученики 5 класса - Артём Власов, Женя Зупник, Лиза Павлова, Маша Бардашова; 9 класса -Даша Порохова; Т.Романова.

1. Какой помните школу?


Всякой. Наиболее сильные воспоминания – 1 сентября, конечно. Солнечный день, кленовые листья шуршат под ногами. Все выросли за лето, все загорелые и новые. Гладиолусы, георгины и астры для учителей. Розы и гвоздики тогда отсутствовали, поэтому цветы были такими, местными. Запах свежей краски (летом всегда красили стены, перила, ступени) и мастики. Полы натирали мастикой, чтобы на них не было чёрных полос от обуви. Полосы всё равно там появлялись, хотя всегда предполагалась сменная обувь со светлой подошвой. Но на некоторое время хватало.


2. Самое яркое воспоминание?

Возвращение в свой родной класс после того, как я проучился в Протвино некоторое время. То есть – я уезжал во втором классе в Протвино, и вернулся во втором полугодии четвёртого класса. Ну и с опаской и затаив дыхание входил в старый класс. И когда класс дружно ойкнул и принял обратно – было чувство потрясающее.

3. Как часто убегали с уроков? А регулярно. Было мне это очень опасно, ибо бабушка была завучем, и закосить под больного было невозможно. На перемене в учительской её тут же спрашивали: - А Серёжа почему не в школе? Заболел? Ну и я попадал моментально на ковёр. Но учился я хорошо. До 6 класса включительно – только пятёрки, у меня 6 похвальных грамот, хо-хо! Поэтому на учёбе мои прогулы не отражались. А вот в 9 классе, весной, когда мне стало понятно, что экзамены только в 10-м классе и особо ничего не грозит по учёбе, что уже весна – вот тут я оборзел совсем. То есть: у меня в сумке лежала телескопическая удочка. Я приходил на первый урок – надо же было быть в курсе – может какое-то собрание внезапное или ещё что-то, и просто потом шёл на Волгу, на Парашу, такое рыболовное место в районе Мичуринца. Ну и были, конечно, целенаправленные побеги всего класса с конкретных уроков. Прямо вот все взяли и прогуляли. Опять же – 9 класс. Весна, птички, солнце и всякие любови, конечно.

4. Какие уроки не нравились? Физкультура, рисование и пение. По данным дисциплинам богом обделён, поэтому страшно не любил. Химия когда пошла именно органическая – затосковал я, не давалась она мне.

5. Много ли у Вас было в школе друзей? В каких классах – младших или старших – друзей было больше? Много. Очень много. В младших – больше, конечно. Там же у нас была продлёнка. То есть, мы из школы уходили в 17:00. А до этого мы там гуляли, играли, делали уроки все вместе. Ну и жили все по соседству. Все мои одноклассники у меня во дворе и жили. Да у меня в подъезде жило двое из параллельного класса. А в моём доме всего 5 человек и классная руководительница! Ну а в старших классах круг расширился, появились и старшие друзья, и помладше, и из других районов города.

6. А враги были? Из-за чего чаще всего переставали дружить? Были и враги. В основном те, кого называют «гопники». Такие есть везде и всегда. Я с ними и не дружил, но пересекались, конечно. А если с кем-то переставал дружить – так это просто менялись интересы, приоритеты. Секции всякие появлялись, увлечения. Кому-то я переставал быть интересным. Кто-то – мне.

7. У взрослых людей школьные друзья по-прежнему остаются лучшими?
Далеко не у всех. Я знаю некоторых людей, которые ненавидели школу и всё с ней связанное. Но вот мой сосед по парте – мой друг до сих пор. Мы и работаем бок о бок. Друзей вообще много не бывает. Товарищей – да, может быть большой круг. А если в 40 лет у вас есть 5 именно друзей – это очень хорошо. Вот у меня их было 4. Один недавно умер. Осталось три. Двое из них из 8 школы.

8. Какой класс запомнился больше всего? Девятый и десятый – у нас это последние. Просто до того – ещё детство. А тут уже пошла интересная такая жизнь, с собственными решениями, родители уже меньше контролировали и самостоятельные действия влияли на всё окружающее. Ответственность иная. То есть – в пятом классе всё можно исправить. Оценку, школу, почерк. А если ты в 10 классе не учишься, то в 18 ты пойдёшь не в университет, а в армию. Это точка бифуркации. Развилка дорог.

9. В Ваше время часто переходили из школы в школу? Нет. Ко мне это не относится, я учился в трёх разных школах. Две в Протвино, и вот №8 в Дубне. Это связано с работой отца. Перевод из школы в школу был редкостью. За исключением перехода после 8 класса в 9. Тогда классы делились на профильные. К нам, к примеру, перешли в физмат-класс несколько учеников из 4 школы и 6. Сильный был преподавательский состав, родители старались перевести детей к нам.

10. Любимые и нелюбимые предметы. И почему учителя и уроки становились любимыми, и наоборот? Не забыли имена любимых учителей? Уже был вопрос этот. Учитель любимый – ну как любой человек. За что мы любим людей? За ум, доброту, справедливость, просто за красоту лица, почему нет? А не любим за глупость, жадность, враньё, хамство, жлобство, за то, что от человек неряха или у него запах изо рта. Тембр голоса противный или акцент приятный. За цвет глаз. За длину ног. Тут всё индивидуально. Просто за то, что он вас любит. Или не любит. Идиосинкразия случается. Но были и всеобщие любимцы. Имена – ну мне совсем это просто. Многие из них просто чай у нас дома пили, я ж из учительской семьи. Конечно помню. Да мы и встречаемся с ними. Некоторых, к сожалению, уже нет.

11. Кем Вы собирались стать в будущем? Кем стали и почему? Я хотел стать в младших классах энтомологом. А потом капитаном дальнего плавания. А потом рок-музыкантом. А стал коммерсантом. Так сложилось. Поступал в мореходки два раза в высшие. Гражданскую и военную. Не поступил. По разным интересным причинам, это длинные две отдельные истории. А потом армия, а потом 90-е годы. Ранний брак и ребёнок, надо было что-то в рот положить и во что-то одеться. Закрутилось так.

12. Вспоминается ли начальная школа? Да, особенно, когда мимо прохожу младшего корпуса. Или на вечерах встречи выпускников. Но всё дальше она и всё реже, обычное дело.

13. Какие книги не по программе Вы брали в библиотеке? И что вообще читали охотнее всего?
В какой библиотеке? В школьной – ну, я её перечитал ещё дошкольником. Я начал читать в 5. А так как бабушка была учителем русского и литературы – дома была обширная. А я в школе тусовался с 2 лет, меня бабушка с собой брала. В городской я прочитал ВСЁ в детском отделении классе в 4. Бабушка разрешила (предварительно договорившись с библиотекарями – подругами) пользоваться её абонементом. Ну и я начал ходить во взрослую. Причём, первое время я поступил, как много потом читал: я решил перечитать всё (!) и взялся по алфавиту. Библиотечная дама хмыкнула весело, но ничего не сказала. Позже я узнал, что они были проинструктированы, чтобы фильтровать некоторые книги. Что было довольно зряшно, ибо Мопассана я прочитал дома в серии Всемирная литература, да и в похождениях бравого солдата Швейка было много «взрослого» контента. Да и у Шолохова в конце концов. Там жуть вообще. А это всё я уже прочитал и не по одному разу. А интересы были у меня не оригинальные. Фантастика - №1! Фентези тогда было представлено только Хоббитом. Сказки народов мира любил. Про путешествия, Тур Хейрдал был любим очень. А романы и зарубежная и отечественная классика была дома вся. 200 томов серии Всемирная литература – это не считая «по-мелочи» типа серии ЖЗЛ и прочее.

14. Домашние задания с удовольствием делали?
Нет, конечно. Но мне давалось всё довольно легко, и я половину письменной домашки делал на уроках в школе уже. Мало того, мы делали их сообща. То есть: я делал физику, Дима Пожарский решал алгебру, Пахер Пал – химию. Потом мы перекатывали друг у друга и всё. А устные я не учил вообще, я учил в первые пять минут урока эти параграфы по истории или географии. В общем, уроки заканчивались в 14:10, я приходил, обедал и коротал время до 17:00, пока не приходили родители с работу и меня отпускали гулять. А до 17:00 я читал. Иного досуга просто не было. В телевизоре – Вечный зов, Малая земля и Сельский час. В лучшем случае – Очевидное – невероятное или Клуб кинопутешественников. Компов и смартфонов не было. Остаётся читать.

15. Всегда ли были готовы к уроку? Нет. Но я очень быстро читал и писал. Мог подготовиться на перемене.

16. Нравилась ли физкультура в школе? Любимый норматив? А какой сейчас вид спорта любите смотреть? Или заниматься? Совершенно не моё. Я лазить по канату не умел, подтягиваться тоже. Бегал хорошо – я тощий тогда был и бегучий. Вот эти все нормативы и разминки – гусиный шаг и приставные шаги - это страшно не любил. Лучшая физкультура – это мяч и футбол на улице. Это – да, это моё. А прыгать с места в длину или через коня – это я не понимаю совсем. Хотя - я ходячая иллюстрация того, что спорт надо бы любить, во мне 150кг и ничего хорошего в этом нет. Я в принципе не понимаю профессиональный спорт, а единоборства – вообще не приемлю. Командные виды спорта – ок, отлично. Ну а шахматы – это не спорт. Это искусство.

17. Часто ли пропускали занятия из-за болезни? У меня было 5 воспалений лёгких и два раза из них – двусторонние. А это стационар на 2 недели и неделя потом дома. Бывало.

18. Увлекала ли Вас, например, ботаника? Хороший предмет. Я уже писал, что хотел стать энтомологом. Это где-то рядом. У меня классе в 6 был свой огородик за домом. Я тырил по клумбам городским всякие цветы и высаживал их там. И укроп, почему-то. И традесканции. В открытый грунт-то! Ботаника в нашей 8 школе была интересным предметом просто потому, что у нас же был свой сад и свои теплицы. На месте нынешних домов Изумрудного города. И это были часто выходы туда. А это интересно ж. Плюс на ботанике были выходы за сбором гербария. Это меня всё очень увлекало. Да и сейчас не чужд.

19. Расскажите, как вы сажали парк вокруг школы? А это было такое обычное дело. Каждый год на субботнике были посадки. А ещё была летняя практика. Это когда все ученики отрабатывали на благо школы 2 недели летом по 4 часа в день. Не знаю, сохранилось ли это, думаю, что нет. И вот шло силами школоты благоустройство и самой школы – например очистка и циклёвка парт, всё, что там нарисовали за год надо было соскоблить, сошкурить, залачить, и пришкольной территории и проходило. Песочек на носилках – и вперёд, строим новый стадион или аллею.

20. Как происходило празднование Дня Победы в Ваше время? А не помню, чтобы как-то особенно. Торжественная линейка, приход ветеранов – вот и всё. Без пафоса. Просто у меня бабушка сама от Сталинграда до Берлина дошла, я все это и дома слышал, мне ничего нового ветераны и не рассказывали. Да и в каждой семье были свои участники войны живы-здоровы.

21. Каково это, когда родные люди тебе же и преподают в школе? А нормально. Есть странное впечатление, что учительские дети как-то в любимчиках ходят. Вот в мои школьные годы это было вообще не так. Меня ж сходу сдавали бабушке. Или Свету Прейзендорф её маме. Или Гошу Горинова. Или Бутенки оба получали моментально. Или Лёшка Круглов получал порцию воспитания не отходя от кассы (от Инны Львовны). А моя классная руководительница в старших классах – мамина одноклассница. Ну сами посудите – ну кругом засада! А само преподавание – а это ж привычно. Это ж не так, что вот ррраз, и внезапно мне преподаёт Чехова моя бабушка. Это ж изначально так было.

22. Хотелось ли самому стать учителем? Не-а. Я ж видел, как они мучаются. Как проверяют тетради до полуночи. Как с балбесами приходится им работать. С умственно отсталыми. Не больными, не с синдромами, а вот с реально тупыми людьми. Иногда просто с настоящими подонками. Как приходят «блатные» родители из горкомов или иных кабинетов их отмазывать или оценки поправлять своим дитяткам. А выбирать они не могут. Иди и учи. Нет. Не хотел никогда.

23. Каким вспоминается день 1 сентября? Случалось ли что-то особенное в этот день, такое что на всю жизнь осталось? Всегда солнечным. Вот сейчас мне кажется, что всегда 1 сентября светит солнце. А запомнился день в последнем классе. Мне не успели купить пиджак, из старого я вырос, и я отчаянно мёрз на линейке. Поэтому, когда нам дали первоклашек вести за ручку в первый раз в первый класс – я свою девчушку понёс. Чтобы согреться.

24. Новый год, день учителя и другие праздники – какими они были в Ваше время?
Последний школьный день перед новым годом был таким: вместо уроков в актовом зале показывают мультфильм Щелкунчик. Я, кстати, его именно так и воспринимаю – это вот Новый год, музыка новогодняя Чайковского. Потом выдают дневники. И всё, домой, ёлку наряжать. День учителя для меня – бабушкин праздник. Учителя приходили в гости и пили чай. Им дарили тортики, какие-то конфетки, вот они с этим всем и гоняли чаи. А весь дом завален букетами. Запах!

25. Смешные, нелепые, забавные, трогательные истории из ваших школьных лет существуют? А влюблённости, любовь была?
Да сплошной смех – это ж детство! История была забавная такая. Однажды, в старших классах, когда моя бабушка была уже на пенсии, мы что-то с соседом по парте и моим лучшим другом Сергеем Карклиным (кстати, мама у него учитель математики на левом берегу, а папа – преподавал в ВВВСКУ – тот ещё учительский сынок) расхулиганились и были пойманы за игрой в карты во время урока. Сидели мы на задней парте среднего ряда. И вот нам было сказано: - Тааак. Хочу видеть ваших отцов на родительском собрании. Матерей – не хочу! Отцов! Ну, мы передали наказ и они пошли. А на родительских собраниях как, там же учитель знает не всех, и поэтому просит сесть на те места, где сидит их чадо. Ну вот наши и сели, куда мы им сказали. А они были незнакомы. И вот идёт собрание, что-то там решают, какие-то вначале организационные вопросы. А наши скучают. Тогда отец Сергея, завзятый шахматист, достаёт карманные магнитные шахматы и начинает решать какой-то этюд. А мой папа присоединяется и начинают он там это всё обсуждать. В этот момент забыв всё на свете. Вот классная руководительница их за этим и застукала. – Что, говорит, старые, что малые. Одни в карты, другие в шахматы – всё с вами понятно! Вот так наши отцы и залетели, да. Любови у меня были среди одноклассниц. Прямо вот аж три. Некоторые продолжались и после школы. Вообще, есть правило, что одноклассницы всегда влюбляются в старшеклассников. А когда до конца школы остаётся три месяца – вот она - последняя весна – начинаются прямо бурные романы внутри класса. Видимо неосознанно понимают все, что они скоро совсем разбегутся и форсируются события. Посмотрите, у вас также будет. А на выпускном вечере ну просто взрыв будет.

26. Портфель… Как выглядел? Чем нагружался, кроме учебников и других принадлежностей?
В младшей школе – ранец. Обычный такой ранец. С персонажами из мультфильма Ну, погоди! Потом пошли какие-то кожаные сумки на ремне через плечо с надписями USSR и SPORT – причём, сейчас вспоминаю и думаю – почему на латинице? Чёрт его знает. Ну были ещё с эмблемами Спартак, ЦСКА, Динамо и Зенит. Потом появились сумки которые назывались «бананы». Такая длинная сумка тряпошная, по форме напоминающая этот фрукт. Именно туда и влезала моя телескопическая удочка. Потом, в старших классах, у нас было круто ходить с пакетом. С каким-нибудь «фирменным». С ковбоем Мальборо у меня был. Неимоверной крутизны. Тогда этот пакет был просто модной шмоткой, практически. И самая фишка была в нём носить только пять тонких тетрадок. А учебник пусть носят ботаны. Но самым крутым был тогда индийский пластиковый «дипломат» с замками и надписями VIP. Это было очень не у всех и очень дорого. Хотя страшно неудобно. А в сумке кроме учебников и всяких писательно-рисовательных штук могли быть: сменная обувь, спортивная форма, яблоко или булка. Или по святым праздникам – магнитофон. Художественная литература ещё.

27. Ваши увлечения, кружки разные посещали? Где? Кружки в самой школе не посещал. Внеклассная работа была, были литературные чтения, драматический кружок, что-то типа информатики. Я ходил вне школы. Обычные такие секции для мальчика: самбо, большой теннис, малый теннис, плавание, Клуб юных моряков, стрелковый тир. А, вру ж! В 8 школе посещал шахматный кружок который вёл легендарный Давид Натанович Белл. Я там получил 4 детский разряд.

28. Обязательно ли было носить школьную форму? Какая она была? Да. Очень обязательно. То есть – могли не пустить в школу или удалить с урока. Или без галстука пионерского. Или без комсомольского значка. Форма для мальчиков не менялась. Тёмно синие пиджак и брюки. Очень такого низкого качества, зато крепкое. Но это было умышленно – форму чтобы могли позволить все слои населения. Брюки надо было гладить. Могли и за это сделать замечание. Галстук пионерский гладили каждое утро. Намочил под краном – высушил утюгом. Страшно ненавидели все эту форму. Хуже не было проклятья, чем пойти на Огонёк или на дискотеку в школьных брюках. Брюки и пиджаки носились 9 месяцев 6 дней в неделю, из них к концу года все вырастали, поэтому родители покупали на вырост. И на 1 сентября все стояли в подшитых штанах и подвёрнутых рукавах. А мае следующего года уже брюки было коротки и рукава засучены. Девчачья форма была заменена при нас. Вначале это была коричневая форма: платье + фартук. Потом превратилось в синие пиджак и юбку. Редкое было убожество. Поэтому девчонки её всяко ушивали, юбки к старшим классам становились короче чрезвычайно, а фартуки имели и индивидуальный пошив. Дополнялись кружевами, бантиками, рюшами всякими. Форма была шерстяная, и в тёплое время года было в ней очень жарко. Лямки фартука всегда у девчёнок спадали с плеч и это был такой классический жест: вжик – и лямка закинута на место. В 10 классе пиджаки уже можно было не носить, допускались свитера и жилеты. А 4 школе наши ровесники были угнетаемы галстуками. То есть – им было в приказном порядке велено носить галстуки. Не пионерские. В знак протеста там ребята нашли у своих отцов галстуки их стиляжьей юности – шириной с лопату и с расцветкой вырвиглаз. И пришли в них. Победили систему. Им разрешили не носить. А я носил бабочки в школу. Хипстеры не первые это придумали, поверьте. Кстати, вот ровно такие же причёски у нас и меня в частности были в старших классах: бритые виски и затылок и чёлка набок длиной ниже подбородка. Есть фото. Всё повторяется.

29. Расскажите об экзаменах. В каком году окончили 8 школу? Экзамены у нас были два раза. В 8 классе и в 10. После 8 класса некоторые уходили в профобразование. ПТУ и военные училища. Сдав экзамены в 8 классе плохо вы могли быть не переведены в 9 класс. Но это надо было быть отмороженным полностью. Обычно был уговор с учителями: мы тебе поставим все тройки и ты уходишь в ПТУ. Если нет – то мы тебя по честному экзаменуем и оставляем на второй год. Выбирай. Выбор был очевиден. Сдав экзамен не очень хорошо – вы не попадали в физ-мат класс, к примеру. То есть, в наш класс был некий конкурс. Не всех взяли. По-моему там сдавали 4 предмета, прсле восьмого класса. Геометрию, алгебру (оба письменно), русский язык (сочинение) и литературу (устно). В 10 классе был экзамен, оценки с которого шли в аттестат. Там было около 8 предметов. Ну и это было важно, ибо при поступлении в ВУЗ был и конкурс аттестатов. Не везде, понятно, в крутые ВУЗы принимали глядя на профильные предметы. Люди, которые шли в мед учили мощно химию и биологию, на оценки по истории или географии там в приёмной комиссии не смотрели. Ну и были битвы за медали. Моя мама в списке медалистов школы на доске в холле. Ревицкая Е.К. Золотая медаль. Приятно. Окончил школу я в 1986 году.

30. Что бросается в глаза первым делом, когда заходите в знакомые коридоры и кабинеты?


(смеюсь) Какое всё маленькое. Раньше всё больше размером было.

Ответить

Вернуться в «Школы»