Уважаемый watch, Ваше сравнение наших древнерусских предков с покоренными индейцами - как-то не очень, не находите? ) Нас с ними все-таки объединяет и прямая генетическая преемственность, и общая, развивающаяся со временем культура, и общий язык как знаковая система, которая передается из поколения в поколение и в значительной мере обеспечивает культурную и историческую преемственность. Жители древнерусской Дубны и жители Дубны современной говорят на одном языке – понятно что за прошедшие столетия он изменился, но остался русским языком. Сохранился ряд топонимов; сохранились значимые элементы календаря – разве что у нас теперь другая дата начала летоисчисления, чем тогда. Многие жители современного города отмечают те же христианские православные праздники, которые отмечались тогда; элементы древнерусской бытовой обрядности сохранились и в быту современных атеистов.
При этом, пожалуйста – обратите внимание, никто и пытается утверждать что древнерусская Дубна и современная Дубна - это один и тот же город. Речь идет только об историческом предшественнике. Вы не согласны с тем, что русский город XII-XIII вв., располагавшийся на части территории русского города XX-XXI вв. и имевший то же название, может рассматриваться как исторический предшественник последнего? Что же, Ваше право, но из-за чего тут копья-то ломать? Ведь это скорее вопрос восприятия.
watch писал(а): А если здесь с XIV по XVIII век (примерно) бушевали леса, то передачи культуры не могло произойти.
К сожалению Вы не правы. Посмотрите подробнее историю этих мест в XIV-XVIII веке, можно сделать это по материалам какой-нибудь сводной работы, например вот этой -
https://yadi.sk/i/cqO9lreNgjv4Q. Тут отнюдь не "бушевали леса", а вполне себе активно продолжалась жизнь. Сейчас появились основания полагать, что древнерусская Дубна не закончила свое существование в XIII веке, а продолжила его на протяжении XIV века (см.
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... idparent=2). В XV-XVI вв. на ее месте существовал таможенный пост Дубенское мыто. Вероятно, в этот же период началось и существования села Городище на Дубенском устье, оно же в ряде источников «село Дубна»; в письменные источники этот населенный пункт попадает уже в первой трети XVII века. Это село, фактически, существует в составе Дубны и сейчас - это улица Ратмино, сохранившая часть архитектуры этого старинного села. Также по меньшей мере с начала XVII века на территории нынешней Большой Волги существовала деревня Иваньково, которая при строительстве канала была перевезена на территорию нынешней Институтской части и в дальнейшем вошла в состав ИЧ и была полностью перестроена. В том же XVII веке возникла и деревня Юркино, в окрестностях которой на территории современной Дубны в XVIII веке было создано весьма крупное и передовое для своего времени предприятие - судостроительная Дубенская верфь, которая сооружала военно-транспортные и десантные суда для Балтийского флота Петра Первого. Деревня Ратмино, давшая свое имя бывшему селу Городище и перевезенная в XIX веке на новое место, где она в итоге стала нынешней улицей Александровка, так же фиксируется письменными источниками с XVII века, а по археологическим данным вообще была современником древнерусской Дубны и существовала с XII-XIII вв. Кстати, также с XVII в. в окрестностях Ратмино, на территории нынешнего дома отдыха ОИЯИ существовало дворянское имение и остатки господского дома, а также заброшенный сад там можно увидеть и сейчас. Деревня Подберезье - это нынешняя улица Кирова - известна по письменным источникам с XVII века, при этом археологическими исследованиями на территории деревни и в ее ближайших окрестностях обнаружен культурный слой населенного пункта, существовавшего, по меньшей мере, с XV века.
Как видите в период "бушевавших лесов" здесь активно жили, пахали землю, рыбачили, собирали таможенные пошлины, тачали сапоги и одно время даже сооружали суда для Балтийского флота, причем количество людей задействованных для работы Дубенской верфи, сопоставимо с числом сотрудников ОИЯИ времен его золотого века. Конечно в основном это были необразованные крестьяне, но что вы хотите, в то время они составляли 90% населения страны. Некоторые из этих крестьян, например, научились на Дубенской верфи самостоятельно, без иноземных мастеров, строить суда голландского типа и напрямую сдавали их государственному заказчику. Кроме того здесь на территории нынешнего города было дворянское имение "Дубна"; в разное время было сооружено несколько церквей, одна из которых сохранилась до наших дней – это Храм Похвалы Пресвятой Богородице в Ратмино, старейшее здание нынешнего города, которому скоро исполнится 200 лет.
Была ли историко-демографическая связь между всеми этими населенными пунктами и древнерусской Дубной? Скорее всего – да. Хотя этот город, судя по всему, как минимум один раз был разрушен и сожжен в XII веке и дважды – в XIII веке, но для городов того времени в этом не было ничего необычного. Часть людей спасалась по лесам и свои дома они потом рубили заново из материала тех же лесов; и часть их потоков продолжала потом жить в этих же местах.
Есть ли демографическая связь между населением всех этих сел и деревень и нынешнем населением Дубны? Конечно есть, местные жители приняли участие в строительстве Дубенского машиностроительного завода (тогда - завода № 30) и в сооружении институтского поселка и первых ускорителей, а затем устроились на работу в ОИЯИ. Одним из таких известных людей является Николай Николаевич Свешников. Он родился 23 августа 1925 года в селе Дубна, которое к тому времени получило имя по соседней переехавшей деревни Ратмино. Окончив в конце 1943 года военное училище, участвовал в Великой Отечественной войне, был командиром танкового взвода. В декабре 1958 года пришел на работу в ОИЯИ, в Отдел технической связи на должность электромонтера. Без отрыва от производства в 1960 году окончил с отличием индустриальный техникум Главного управления профессионально-технического образования по специальности "электрооборудование промышленных предприятий". За годы работы в отделе прошел путь от электромонтера до старшего инженера. В конце 1997 года Н.Н. Свешников ушел на пенсию; скончался в 2008 году.
Много ли потомков таких людей живет сейчас в Дубне? Конечно нет, очевидно что основное население города – люди, приехавшие сюда в течение ХХ века и их потомки. Но все-таки такие люди есть, это реальность.
watch писал(а): Можно, спекулятивно, связать украшения и с Новгородом.
Интересно, зачем Вы так говорите? Это и не правда и не честно. Распространение ремесленных изделий из тех или иных городских центром – это была норма для древнерусского времени. И если данные о химическом составе стеклянных браслетов из древнерусской Дубны, полученные путем нейтронно-активационного анализа в ЛНФ ОИЯИ, свидетельствуют о новгородском происхождении во всяком случаи части этих браслетов и об их отличиях по составу от большинства аналогичных браслетов того же времени из центральных областей Ростово-Суздальской Руси – то что в этом спекулятивного?! Это нормальная современная наука, она так и делается.
Что древнерусская Дубна находилась на торговом пути, связывавшем Северо-Восточную и Северо-Западную Русь, и что через нее в Новгород шел хлеб из Залесья, а обратно ремесленные изделия – этому есть масса и письменных, и археологических свидетельств. Если Вы почему-то хотите их опровергнуть – попробуйте, но безосновательно объявлять такие вещи «спекулятивными» - это ну очень странно.