Совсем мне не хотелось просидеть в выходные-праздники дома, хотелось посмотреть окрестности родного города, проявить активность, погулять по природе, несмотря на зимнюю холодрыгу. Зима такое время, когда все походы и пикники откладываются, все ждут тепла, но это как-то не правильно, нужно независимо от времени года стараться себя развлекать.
Посмотрел спутниковые снимки г. Дубны и решил сделать то, что возможно сделать только зимой - прогулка на лыжах по Московскому морю.
В окрестностях города была обнаружена лаборатория закрытого института авиастроителей ЦАГИ, а на её территории стоящий на приколе пассажирский самолёт ЯК 42.
Что интересно, никаких взлётно-посадочных полос поблизости не было и нет. Покопался маленько в Интернете, выяснил, что в советские времена этот самолёт был посажен прямо на море, на специально подготовленную полосу льда с увеличенной толщиной. С тех пор так и стоит там, больше никогда не взлетит.
Чтож! Самолёт - отличная цель для маршрута, по морю чуть больше 7 км от Дубны.
Подготовил материалы по походу (карты, маршруты), разослал приглашения друзьям, знакомым. Активности увидел как-то мало. Поначалу поддержали затею пятеро, но ближе к делу и они потихоньку начали отваливаться... Как всегда.) В итоге оставили меня с моими затеями в гордом одиночестве.
Настал день Х и время Ч. 12.00 утра, я лежал в кровати.) Не знаю, что именно, но всё же подняло меня, пробудило от сна, я подумал: "раз уж собирался, раз уж лыжи подготовил, надо идти, хоть одному и влом!" Оделся и вышел.
В 13.15 лыжи были на ногах, старт был дан от постамента, оставшегося от памятника Сталину, что в самом начале канала им. Москвы, напротив памятника Ленину (кто бывал здесь, знает, о чём я. А бывали, уверен, многие).
Прошедшие в последние дни снегопады завалили все вокруг, снега и вьюги намели огромные сугробы. Прямиком от п. Сталину я покатил по натоптанной рыбаками в нужном мне направлении тропе. Поверьте, это лучше, чем идти по колено в снегу, проторяя себе дорогу. По пути встретил несколько человек.
Участливо и с задором рыбаки предупредили: "Э! А ты дальше по тропе не пройдёшь, там воды полно!" Глаза мои округлились. Начало пути и тут такое препятствие.
Спрашиваю: "А как пройти?" Отвечают: "Попробуй свернуть с тропы и напрямик к маяку идти, может там пройдёшь по снегу."
Свернул на целину, снега по колено, иду, всё нормально вроде. Обернулся, по моей лыжне вода просачивается, ну, думаю, нормально, не так уж её и много.
Обрадовался, блин! Ещё 5 метров прошёл и понял, что рано расслабился. Воды стало больше. Пришлось в срочном порядке овладевать навыком распределения веса тела на палки и лыжи, чтоб как можно меньше проваливаться. Прошагал какое-то расстояние, решил свернуть обратно к рыбацкому ходу. По моим расчётам мокрые места должны были заканчиваться, но не тут-то было! Тропа тоже оказалась в воде, но, как я смекалисто подметил, если идти по подмёрзшим следам, проваливаешься меньше, видимо, вес распределяется лучше. А ещё об лёд можно почистить налипший на лыжи от воды снег, что весьма удобно, не нужно их снимать.
Откуда же вода? Оказывается, рыболовы сверлят лунки, а лёд, проседающий под тяжестью снега, выдавливает воду наверх. Получается такой слоёный пирог: снежная шапка, вода, основной лёд, вода.
Добрался наконец-таки до Малого Волжского маяка. 1,5 километра пути пройдено, потрачен ровно час.
Осмотрелся. Удивительно красиво, умиротворяюще. Погода отличная, солнышко светит, ветра почти нет, вокруг снежная пустыня. Самое классное, когда осознаёшь, что находишься сейчас в месте, в котором никогда до этого не был, где не ступала ещё твоя нога, хотя и живёшь недалеко. Всё как-то по-новому, свежий взгляд на обыденную обстановку.
Рядом с маяком расположились двое рыбаков, они-то меня и "порадовали" очередной новостью. Один из них, так, невзначай: "Я тут сегодня провалился, ты осторожней. " И показывает на себе: "Вот так провалился, по шейку. Но ты иди ближе к берегу, русло скоро кончится, там нормально будет."
Старших и знающих нужно слушать. Продолжил путь по заливу, прижимаясь к берегу. Дальше и правда стало нормально, воды почти не было и, судя по всему, здесь лёд лежал уже на дне. Но с водой из-подо льда напрочь пропали и хоть какие-то намёки на тропы либо колеи от снегоходов. Пришлось бодриться, шагать по сугробам прокладывая свой путь.
Это борьба! Идти в таких условиях неподготовленному напряжно. Только останавливаясь на передышку, начинаешь вертеть головой и осознавать красоту места, в котором находишься. Как блестят снежинки на солнце, притягательность снежных просторов, ровных, нетронутых, которые так и манят - оставь свой след!
Представьте: справа снежное море, слева по берегам домики рыбаков, над головой синее-синее небо и солнце. Красота!
Большая часть пути уже пройдена, буквально за поворотом конечная тока. Силы на исходе, усталость всё чаще напоминала о себе, но сворачивать было поздно и сильно это положение не улучшило бы - мысль об обратном пути через море повергала меня в лёгкий ступор. Тем более, скоро должно было начать темнеть.
Последний рывок и из-за деревьев показался хвост самолёта. Зрелище то ещё. Берег, вдоль берега лес стеной и тут, вдруг, торчит хвост.
Ура, добрался!
Машина внушительных размеров, завалена снегом, видно, что уже давно не двигалась с места. Территория закрытая, охраняется, вход запрещён! Осмотрелся - вроде никого нет, но следов вокруг много. Возможно охрана или такие же как я туристы, а скорее всего и те и другие наследили. Так вот, изучаю летуна, весь под адреналином, и тут, не поверите... И тут зазвонил телефон! Хорошо так зазвонил, громко, добротно! Стягивать мокрые перчатки и замёрзшими руками расстёгивать заедающую змейку на кармане - занятие не простое, особенно, когда нужно сделать всё быстро.
![Smile :smile:](./images/smilies/smile.gif)
Выключил. Полазал по-быстрому, посмотрел, что и как, пофоткал и поспешил удалиться.
Тем временем начало-таки темнеть и при свете дойти обратно тем же самым путём было уже не реально, даже опасно. Позвонил другу, спросил, как добраться до автодороги, которая идёт параллельно морю (Дубна - Конаково). Был получен истинно программистский ответ (друг программер) со всеми if, then, else, until
3,6 км до дороги и 5 км по ней до парома через канал в Дубну.
Чтож! 8,5 км это даже больше, чем было пройдено, но всё же более надёжно и безопасно, чем по льду. К тому же дорога и бездорожье - две большие разницы.
Стемнело. Дорога, изредка проносящиеся мимо машины. По обе стороны от дороги лес. Остановишься передохнуть - тишина такая, только изредка совы ухают (никогда раньше не слышал их). Через 3 часа еле-еле донёс себя до дома.
Зашёл, сел на пол в коридоре, стащил ботинки, не развязывая шнурки-льдышки, добрался до дивана и выдохнув расслабился.
Уставший, голодный, но с отличным чувством, с чувством, которое приходит, когда не сидишь на месте, а что-то делаешь - живой!