Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

Сообщение
Автор
native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#351 Сообщение native » 28 ноя 2010, 21:01

Страница из путеводителя по каналу им. Москвы издания 1973 года. Пусть и схематически и где-то условно, но все же достаточно занятно показана схема канала. В то время трафик по каналу был очень активным и не таким дорогим. Многие влюбленные брали билет Москва- Дубна ( Большая Волга). Удобные каюты и ночь в пути...
И речка Кимерка названа правильно (сейчас на многих картах она называется банальной Кимркой). Коверкают.

Изображение

vvr2a
Сообщения: 8062
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#352 Сообщение vvr2a » 29 ноя 2010, 22:20

Любопытно перелистывать страницы старых газет... Первый проход кораблей по Каналу... Первые шлюзовки... Восторг людей…Старые нечёткие фотографии...

20 АПРЕЛЯ 1937г. Комсомольская правда.
ПО ВОЛГЕ В МОСКВУ
ФЛОТИЛИЯ СУДОВ ДЛЯ КАНАЛА МОСКВА-ВОЛГА СЕГОДНЯ ВЫХОДИТ ИЗ ГОРЬКОГО
ГОРЬКИЙ, 19. (По телефону от наш. корр.). 20 апреля, в 12 часов дня, 6 судов сталинской флотилии - теплоходы "Иосиф Сталин", "Вячеслав Молотов", "Клим Ворошилов", "Михаил Калинин", небольшие 300-местные катера "Каманин" и "Леваневский" - выйдут по Волге в Москву.


23 АПРЕЛЯ 1937г. Комсомольская правда.

ФЛОТИЛИЯ ПРИБЫЛА В РЫБИНСК
РЫБИНСК, 22. (По телеграфу от наш. корр.). Миновав Кинешму, Кострому, Ярославль, суда московско-волжской флотилии сегодня, в 11 часов утра, прибыли в Рыбинск. За двое суток пройдено 500 километров….
В Рыбинске флотилия простоит пять часов. Дальнейший путь лежит по Волге и Иваньковскому водохранилищу в Калинин. Начинается самая ответственная часть рейса. Выше Рыбинска Волга мелководна. Придется идти только днем, кое-где - с помощью буксиров. На борт теплоходов сядут специальные лоцманы.

24 АПРЕЛЯ 1937г. Комсомольская правда.

СЕГОДНЯ ФЛОТИЛИЯ ВОЙДЕТ В АВАНПОРТ КАНАЛА
М. ГИНДЕН.
БОРТ ТЕПЛОХОДА "ИОСИФ СТАЛИН", 23. (От наш. корр.). Флотилия продолжает свой путь. Вверх от Рыбинска начались владения канала Москва - Волга. На правом берегу реки больше чем на километр растянулись лагери строителей Рыбинской плотины. Берег застроен большими зданиями, изящными коттеджами. Здесь уже возвышаются мачты радиостанций. Вдоль реки тянется колея железной дороги, по которой движутся поезда.
…..
Углич мы миновали сегодня утром…. Строительство, развернувшееся там, производит огромнейшее впечатление. Часть перемычки уже воздвигнута. Пологий когда-то левый берег становится высоким. Огромная насыпь на этом берегу уже очерчивает будущее направление Волги. Вдали маячат краны и экскаваторы. По насыпям движутся мотовозы с тележками. Весь берег завален штабелями строительного камня.
Углич - один из древнейших русских городов. До сих пор он был знаменит не сметным количеством церквей. С борта теплохода, видя лишь часть города, мы насчитали 14 колоколен. Теперь эти колокольни являют собой главным образом музейные памятники. Большую славу Угличу принесет великолепное индустриальное сооружение - Угличская плотина. Когда она будет сооружена, по Волге мимо этого города пойдут караваны судов. Старинный Углич, отряхнув с себя пыль древности, становится молодым и могучим.
Сейчас флотилия делает не более 12 км в час. То и дело приходится обходить мели. Чтобы углубить фарватер реки и тем самым облегчить наше движение, Иваньковское водохранилище выпускает в Волгу ежесекундно 410 кубометров воды. Завтра придем в аванпорт канала.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Статьи : http://www.oldgazette.ru/
Снимки: http://tushinec.ru/

Аватара пользователя
Fduch
Сообщения: 11977
Зарегистрирован: 16 июл 2010, 03:06
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#353 Сообщение Fduch » 29 ноя 2010, 23:58

Может немного не в тему, но, как мне кажется статуи вождей на этой фото точ в точ как наши.

http://picasaweb.google.com/illarion007 ... 4128792354

LAPA
Сообщения: 7709
Зарегистрирован: 18 апр 2008, 22:34

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#354 Сообщение LAPA » 30 ноя 2010, 00:06

Fduch писал(а):Может немного не в тему, но, как мне кажется статуи вождей на этой фото точ в точ как наши.

http://picasaweb.google.com/illarion007 ... 4128792354
Они и есть! Шикарный альбом, кстати!

Аватара пользователя
Fduch
Сообщения: 11977
Зарегистрирован: 16 июл 2010, 03:06
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#355 Сообщение Fduch » 30 ноя 2010, 00:07

Да, полностью согласен.

vvr2a
Сообщения: 8062
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#356 Сообщение vvr2a » 30 ноя 2010, 01:19

Fduch писал(а):Может немного не в тему, но, как мне кажется статуи вождей на этой фото точ в точ как наши.

http://picasaweb.google.com/illarion007 ... 4128792354
Цитата из статьи скульптора Меркурова С.Л в книге «Архитектура канала Москва-Волга», 1939г.

«…Вопросы силуэта, контура, объёмного отношения монумента к окружающей среде, к фону неба и т.д. – всё это приходилось решать не сразу, а постепенно, в процессе увеличения скульптур размером 1метр (в этих размерах были созданы модели-эскизы монументов) до 15 метров (т.е. до нормальной величины скульптур. В этом отношении очень много помогло мне сооружение к Октябрьской годовщине перед Большим театром монумента И.В. Сталина, высотой в 15 метров. Мы использовали уже проделанную для монументов на канале работу, воспользовавшись уже имеющимися вылепленными частями фигуры, а также готовыми шаблонами и в течение трёх дней создали монумент для площади Свердлова. Создание этого монумента было генеральной проверкой моих творческих и теоретических предпосылок и важнёйшим этапом в процессе работы над монументами для канала. Лепные и формовочные работы и изготовление шаблонов были закончены к апрелю 1937 года. После этого начался перевод созданных элементов скульптурных колоссов в гранит. С макета монумента на Свердловской площади были сняты шаблоны, по которым производилось увеличение до 15-метрового масштаба, а наиболее трудные и сложные части были изготовлены из расчёта этого масштаба в натуре.
Всё изготовленное транспортировалось из Измайлова, где находилась моя студия, на Волгу, к месту обработки гранита...»

Да, интересно... Оказывается этих статуй-макетов было две… Не знал… Расположены иначе, чем на Канале
На счёт 15-метровой высоты – явно ошибка… Не более 5-и метров на глаз…
А вот из какого материала он их сотворил за 3 дня – загадка… И куда они потом делись?... На несколько более поздних фотографиях площади их уже нет… На том снимке, что есть (ночной) статуя Сталина уже где-то на другом месте (Охотный ряд или Манежная площадь вроде)...

Изображение

Аватара пользователя
Fduch
Сообщения: 11977
Зарегистрирован: 16 июл 2010, 03:06
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#357 Сообщение Fduch » 01 дек 2010, 16:46

Фото, как мне кажется, манежная площадь, ракурс на гостиницу Москва (незнаю была она тогда или нет).

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#358 Сообщение native » 03 дек 2010, 16:51

Пароход «Иосиф Сталин» из реставрированно-расцвеченного фильма «Волга-Волга» у памятника Ленину.
Изображение

vvr2a
Сообщения: 8062
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#359 Сообщение vvr2a » 11 дек 2010, 02:45

… Наши монументы… Тут вот ещё какая мысль есть по поводу величины монументов на Канале… Параллельно со строительством Канала начал претворяться в жизнь Генеральный план реконструкции Москвы, утверждённый в 1935году… Этот план предполагал коренную градостроительную перепланировку Москвы… В состав плана входило и строительство знаменитых «сталинских высоток»… На эти семь прекрасных зданий мы можем любоваться и сейчас…А вот главная «высотка», стоящая в кольце остальных, так и не была построена… Это огромный 400-метровый Дворец Советов с статуей Ленина на крыше…

Изображение

Изображение

Изображение

Конкурс на возведение статуи Ленина ещё 1937 году (задолго до утверждения проекта самого здания и начала строительства) выиграл конечно Меркуров С.Д…Мало того, он смог доказать комиссии, что высота статуи, указанная в правительственном задании (50-75 метров) совершенно недостаточна и необходимо на крышу этого и без того циклопического здания нахлобучить Ленина высотой 100 метров…

Изображение

Когда читаешь о прожектах тех лет, кажется, что после успехов первых пятилеток у «архитекторов коммунизма» начало теряться чувство реальности… Им стало казаться, что построить можно всё, что угодно и в кратчайшие сроки… На энтузиазме и подневольном труде…
Вот как позднее писал об этом сам Меркуров в «Правде» за 1939 год:
«…Сама величина статуи в 100 метров (голова - 14 метров, т.е. примерно - пятиэтажный дом, размер пальца - 6,2 метра) диктует простые архитектурные формы, связанные с архитектурным комплексом Дворца Советов.
Статуя Ленина, которая будет установлена на высоте 320 метров, должна быть хорошо видна с любой точки. Поэтому нам предстоит добиться четкого силуэта статуи, предельной выразительности и ясности ее очертаний...»…
http://www.oldgazette.ru/pravda/20011939/text4.html
Вес статуи предполагался в 6 000 тонн…

Изображение

…Возможно, в этот момент Главный архитектор Дворца Советов Борис Иофан, которому очень не хотелось, чтобы его детище превратилось в простой постамент, и намекнул Меркурову: « Да вы сначала сделайте хоть что-нибудь выше пяти метров, Сергей Дмитриевич!!!… А потом уж рассуждайте о 100-метровых статуях на 300-метровой высоте!!!»… Вот тут наш Канал вовремя и подвернулся под руку…
….В 1939 году Меркуров поставит в центре ВСНХ (ВДНХ, ВВЦ) примерно такой же как у нас памятник Сталину… Там, где сейчас стоит ракета перед «Космосом»… Получит за него Сталинскую премию… Очевидцы утверждают, что Сталин иногда вечерами (после закрытия) приезжал на выставку и гулял около своей статуи…Может и врут…

Изображение

Изображение

За ансамбль на Канале Меркуров никаких регалий не получил… Только денежную премию… Сталин так никогда и не приехал посмотреть на Иваньковский комплекс…

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#360 Сообщение native » 05 янв 2011, 23:40

Наверняка Вы помните тех двух молодых людей на аэроглиссере на фоне заградительных (аварийных) ворот. С этой фотографии начиналась эта тема.
Нашлось еще одно фото-свидетельство пребывания этого чудо техники у шлюза №1.
К удивлению размером оно с «казанку» с пропеллером. Рекламный антураж – в духе того времени.
Изображение

Аватара пользователя
Fduch
Сообщения: 11977
Зарегистрирован: 16 июл 2010, 03:06
Откуда: Дубна

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#361 Сообщение Fduch » 06 янв 2011, 10:08

А, что за здание (каменное, оштукатуренное, раньше было белого цвета) одноэтажное находится почти на берегу озера рядом с огородными участками? Оно имеет какое либо отношение к ВРГС или относилось с ЖД станции Большая Волга?

Аватара пользователя
Некто
Сообщения: 10212
Зарегистрирован: 18 апр 2008, 15:17

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#362 Сообщение Некто » 06 янв 2011, 16:35

native писал(а):К удивлению размером оно с «казанку» с пропеллером.
На самом деле, это "чудо" гораздо больше казанки. Мотор М11 мощностью 110 л.с. (Такие ставились например на По-2)
Судно длинной 8 метров, и делалось на 30-м. До сих пор проржавевшие остатки М11 валяются по островам или слухат гразами для буёв.

vvr2a
Сообщения: 8062
Зарегистрирован: 13 мар 2009, 18:44

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#363 Сообщение vvr2a » 06 янв 2011, 23:53

native писал(а):Наверняка Вы помните тех двух молодых людей на аэроглиссере на фоне заградительных (аварийных) ворот. С этой фотографии начиналась эта тема.
Нашлось еще одно фото-свидетельство пребывания этого чудо техники у шлюза №1.
Оба снимка сделаны в 1937 году и принадлежат известному советскому фотографу Ивану Шагину... Точнее время съёмки пока определить не удалось... Не исключено, что на снимке слева (со съехавшими очками, он сам)...
http://www.phonecity.4rome.ru/photos/xx ... oitemid_26
Про сам глиссер и его принадлежность пока точных сведений не нашёл... Смахивает на НКЛ-5... Если это он, то тогда действительно побольше "Казанки" будет...
http://alumboat.narod.ru/index10.html

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#364 Сообщение native » 07 янв 2011, 02:47

Со строительством плотины ландшафт городской округи изменился значительно. Как выглядело то место, где стоит наш город до строительства канала конечно интересно.
Интересно, откуда взялись городские озера, интересно куда делся остров на Волге, что был недалеко от Ратмино. (на военном снимке он еще виден).
1934год - год начала активной закладки бетона. Используется в первую очередь «то, что лежит под ногами».
Вот лишь некоторые данные из книги издательства НКВД СССР за 1935 год: « Организация бетонных работ волжской плотины и гидростанции».

Изображение

За этими сухими цифрами стоят карьеры и котлованы, ставшие городскими озерами. Дно Волги нещадно углублялось, песок и гравий сразу шли в дело и никого не волновало, что берега оползают. Глина добывалась тут же, со склонов ручья Глинник.

В. А.
Сообщения: 4785
Зарегистрирован: 02 июн 2008, 12:24

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#365 Сообщение В. А. » 07 янв 2011, 14:10

Интересно название карьера - "ДубнЫ". Их (Дубн, Дубен) много было, что ли ? :)

Аватара пользователя
romansyone
Сообщения: 7147
Зарегистрирован: 05 июл 2009, 01:51
Откуда: местный

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#366 Сообщение romansyone » 07 янв 2011, 15:43

http://wwii.sasgis.ru/?lat=56.743310&lon=37.133789&z=12

вот один из карьеров на месте стоянки на Приборостроителей.. там сейчас ёлочки ростут. если идти к тензору видно как ровно они посажены. а в озере где п.с.о. со стороны железной дороги, у дерева с которого все ныряют метраз в двух трёх от берега лежит неизвестный косок металла. толщиной около 10 см. что за хрень? я важе сначала думал что либо ковш либо волокуша. но эта фигня гораздо толше.
...намБЫдоДАМбы...

Аватара пользователя
crazy_hamster
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11 авг 2010, 19:05
Контактная информация:

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#367 Сообщение crazy_hamster » 07 янв 2011, 17:57

Native писал:
интересно куда делся остров на Волге, что был недалеко от Ратмино. (на военном снимке он еще виден)
- Заполнение Угличского водохранилища до проектного уровня было завершено в 1943 году (http://www.infoflot.com/info/rivers/478/), поэтому ещё видимые в 1941-42 годах острова просто ушли под воду - уровень Волги (Угличского вдхр) у нижнего бьефа Иваньковской плотины поднялся на 7 м (был 106.5, стал - 113.5 - данные из книги "Канал Москва-Волга 1932-1937. Технический отчёт", стр 65).
ПыСы. Кстати, в известном докфильме Москва-Волга на отрезках 52.25-52.30 и 52.34-52.40 (облёт Волжского узла ГС) хорошо видно, что озеро за маяком уже существовало в 1937 году (хотя и не в таких размерах, как сейчас).
Изображение

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#368 Сообщение native » 08 янв 2011, 10:12

Сроки бетонирования ГЭС - август-апрель 1935-36г.
Вид на старую Креву через строящуюся плотину. Не сразу можно узнать место, и только изгибы Волги дают точные ориентиры. Скоро и Волга до плотины уйдет под воду. В настоящее время все, что за плотиной – Московское море.

Изображение

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#369 Сообщение native » 08 янв 2011, 18:32

Следующий вид – противоположное предыдущему направление. 1935год. Где-то там, вдалеке Дубна. В то время там стоял лес, да Иваньковские горы на Черной Речке, где каталась детвора из Ново-Иваньково и Заречья. Само Ново-Иваньково всего год как переехало на новое место и тоже стояло в лесу. Весь левый берег – сплошной сосновый бор.
На переднем плане - временный бетонный завод, построенный в сентябре 1934г. Суточная производительность - 600 кубических метров бетона, В конце апреля 1935 г будет пущен второй бетонный завод производительностью уже 2300 куб. метров в сутки или 150 куб. метров в час.
Изображение

Аватара пользователя
Fotina
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 10:35
Откуда: Дубна (БВ)

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#370 Сообщение Fotina » 08 янв 2011, 18:43

Фотки класс :good:

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#371 Сообщение native » 08 янв 2011, 22:30

Как выгружали песок добытый в дубненских карьерах? Баржи (песочницы) с материалом причаливаются к пристани вдоль транспортера и выгружаются вручную лопатами на ленту.
Изображение
На следующем фото - место, которое сейчас чаще называют «аппендицит». Песка и гравия, что добывали в дубненских карьерах не хватало. Возили из карьеров Орудьева. На фото виден понтонный мост. По нему и подвозили. Попутно гравий с гравиемойки ( она территориально находилась на месте аванпорта, где-то перед монументом Сталина) подавали верхом, по канатке.
Изображение

native
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 12:16

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#372 Сообщение native » 09 янв 2011, 00:17

Так откуда же взялось озеро на втором участке (Лебяжье в сегодняшнем названии).
Всему свое время…
Гравийный завод располагался на склоне оврага в аванпорте на отметке 118 -117 м.
К нему по железнодорожной ветке подвозился гравий. С августа 1935г, с пуском канатной дороги перевозка гравия на машинах будет прекращена.
На фото – вид на гравийный завод. (канал еще не копали)
Изображение


Ручей.. овраг...уж не тот ли это ручей Глинник, что дал начало озеру у маяка? В том месте активно добывалась глина и родник быстро заполнил котлован. Почему именно родник?
Да потому что слишком заметен перепад температуры воды. В большей массе озеро неглубокое и довольно быстро прогревается. Много водорослей и там самая чистая вода. Но есть очень глубокие места - черные омуты (ближе к середине) и вода там заметно холоднее. Значит там бьют ключи-родники. У каждого ручья есть начало. Строители канала понимали чем это грозит и организовали постоянную откачку воды из озера в канал. В начале 60-х там стоял насос и постоянно откачивал воду из озера в канал. Озеро было намного меньших размеров. Слева от дороги было ровное чистое поле. Сейчас там болото метровой глубины. А вот теперь представьте, что Вы в своей квартире закрыли раковину и пустили воду из краника. И вот уже в квартире по щиколотку. А родник бьет. Вода в озере сейчас на 60 см выше уровня канала. Озеро разливается, повышая уровень грунтовых вод в округе, на километры вокруг себя. Ау…. мы тонем! Внукам оставим болота и свои воспоминания?
Впрочем это выгодно тем, кто возит песок.

Zokk
Сообщения: 661
Зарегистрирован: 21 май 2010, 09:34

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#373 Сообщение Zokk » 09 янв 2011, 00:35

native писал(а):Вода в озере сейчас на 60 см выше уровня канала. Озеро разливается, повышая уровень грунтовых вод в округе, на километры вокруг себя. Ау…. мы тонем! Внукам оставим болота и свои воспоминания?
Впрочем это выгодно тем, кто возит песок.
Вот чисто гипотетически интересно - если уровнять уровни озера и канала, хотя бы просто трубой, как гидрологическая и гидрогеологическая обстановка изменится? Тем более, что к концу зимы воду из водохранилища спускают.

В. А.
Сообщения: 4785
Зарегистрирован: 02 июн 2008, 12:24

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#374 Сообщение В. А. » 09 янв 2011, 00:47

Zokk писал(а):Вот чисто гипотетически интересно - если уровнять уровни озера и канала, хотя бы просто трубой, как гидрологическая и гидрогеологическая обстановка изменится? Тем более, что к концу зимы воду из водохранилища спускают.
Вроде как, были недавно смелые проекты по облагораживанию Лебяжьего с прокапыванием протоки между озером и каналом, чтоб яхты проплывали.

Меня ещё вот какой вопрос интересует - маяк у озера когда признаки жизни подавал последний раз? :)

Zokk
Сообщения: 661
Зарегистрирован: 21 май 2010, 09:34

Re: Уникальные исторические фото Канала и шлюза №1

#375 Сообщение Zokk » 09 янв 2011, 00:52

Вертикальные красные лампы в длинных окнах горели в том числе и этой осенью, а вот на самой верхотуре - не знаю.

Ответить

Вернуться в «Наша Дубна»